Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

М.А.Павлова, О.С.Гришанова
Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ
Волгоград: Учитель, 2011


Сдача любого экзамена требует не только высочайшего интеллектуального напряжения, чтобы наилучшим образом продемонстрировать имеющиеся знания, но и умения сосредоточиться, справиться с волнением и страхом. Особенно это касается ЕГЭ, ставшего уже притчей во языцех, – настолько форма его проведения оказалась травматичной для выпускников.
Авторы приводят результаты исследований в области последствий психологического стресса для подростков. Ситуация экзамена пагубно влияет на физиологические процессы и поведение в целом, причем последствия могут сказываться многие месяцы спустя. Одним словом, «экзамен не только не способствует выявлению знаний, но, наоборот, препятствует такому выявлению».
Тем не менее мы имеем то, что имеем. Поэтому педагоги и психологи, работающие с выпускниками, стремятся помочь им преодолеть это препятствие с наименьшими потерями. Начинать подобную работу лучше не накануне экзаменов, а сильно заранее. Чтобы обсудить с ребятами разные типы трудностей, их ожидающих: когнитивные, личностные, процессуальные. Чтобы каждый выпускник отчетливо понимал суть проблем, характерных именно для него. Тогда можно будет вместе с психологом работать над индивидуальной стратегией преодоления.
В зависимости от запросов можно выбирать из книжки разные методики, упражнения, приемы, профилактические программы. Для тех, кто затрудняется с диагностикой трудностей, приведены и более общие рекомендации: как оказывать психолого-педагогическую поддержку детям из групп риска – правополушарным, неуверенным в себе, недостаточно организованным, перфекционистам, астеничным и гипертимным ребятам.

Ключи к детской душе, или Как рассказывать и сочинять истории и сказки
Спб.: Речь, 2011

Рассказать ребенку сказку, сочинить незамысловатую историю – что может быть проще и естественнее? Так думают лишь те, кто никогда не пробовал. На самом деле это немалое искусство, в наши дни, кстати, почти забытое.
Редактор и составитель сборника А.Русаков предлагает нам обратиться к этому виду литературно-педагогического творчества. Для этого он собрал выдержки из книг и рукописей замечательных сказочников и рассказчиков – от Одоевского до наших современников. У каждого из авторов – свой глубокий и продуманный подход, свои секреты и открытия.
Вот рукопись Одоевского, над которой он работал полтора века назад. И ни одно слово в ней не устарело. Больше того, похоже, мы и сегодня делаем те же ошибки в общении с детьми, что и современники писателя, от которых он предостерегает: не навязывать своего вкуса в чтении, соотносить свою речь с особенностями маленького собеседника – «с каждым ребенком нужно говорить особенным языком, нарочно для него созданным», – не гасить детское любопытство излишним менторством, а разжигать его по возможности.
Не менее интересны размышления Свентицкой, которая уже в начале XX века говорила о том, что «рассказывание совершенно исчезло из педагогической практики и заменилось беседой, объяснениями…», и напоминала, что и как нужно рассказывать дошкольникам.
Но самая удивительная глава – «Сборник статей членов кружка рассказчиков в Петрограде», изданный зимой 1917–1918 годов. В городе, переживающем переворот, в ситуации холода, голода и разрушения всех жизненных устоев члены кружка делятся друг с другом мыслями о том, какие сказки вызывают наибольший отклик у детей, о своих открытиях в «лаборатории рассказывания». О том, какие легенды и истории могут отвратить детей от насилия, лицемерия, жестокости, агрессии…
Поистине удивительное чтение. Постоянно возникает мысль о том, что будь этот кружок пошире, год его создания не оставил бы в истории такой печальный след.

Рейтинг@Mail.ru