Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Фурманова Валентина

И даже придорожный камень – гранит науки!

Поход, который позволяет сделать учебные знания действительно предметными


Традиция коллективных походов существует во многих подростковых коллективах. У каждой группы, каждого педагога свои правила. Но всегда интересно познакомиться с чужим опытом, доказавшим свою эффективность на протяжении многих лет. Тем более что августовский или сентябрьский поход (ночевки в палатках еще пока вполне комфортны) способен подтолкнуть ребят к выполнению многих исследовательских, проектных работ, насытить внеклассную деятельность живым конкретным содержанием. Словом, стать удачным началом учебного года!

Задача по возрасту

Длительность, протяженность и цель путешествия во многом зависят от возраста участников. Для малышей и подростков 10–12 лет оптимальный вариант?– однодневная экскурсия по ближайшим окрестностям. И не только потому, что на один день далеко не уедешь. Границы мира у ребенка расширяются постепенно. Более того, открытия, совершенные в хорошо знакомых местах (сто раз здесь гулял и ничего важного не заметил, а тут вдруг…), формируют у детей привычку внимательно вглядываться, вдумываться. А еще помогают путешественникам понять, что наша земля удивительно интересна в любой точке пространства – все зависит от человека, его наблюдательности, любознательности и настойчивости.
Чем старше, сильнее и опытнее становятся ребята, тем более дальние и сложные маршруты им по плечу.

Комплексный подход

У каждого путешествия есть конкретная цель: дойти, увидеть, описать. Постепенно добавляются исследовательские задачи: датировка найденных окаменелостей, реконструкция рельефа местности. Но жизнь вокруг так многообразна. Каждый холм, овраг, сельская околица, городской квартал – объект изучения прошлого земли (геологические пласты, сформировавшиеся миллионы лет назад), народа (следы древних поселений, старинные усадьбы и храмы), страны (история расцвета, гибели и возрождения деревень, предприятий, встретившихся на пути). Исследование прошлого неизбежно приводит ребят к осмыслению дня сегодняшнего, перспектив на будущее. Ради сохранения и ландшафта, и людей.

Увидеть, услышать, сопоставить

Поход не только научная экспедиция, но и прекрасная возможность для ребят познакомиться с жизнью соседей, а в сущности – с жизнью страны. Не в интернете или по телевизору, а собственными глазами, из личных встреч и случайных разговоров, cопоставляя увиденное и услышанное с привычно-домашним, абстрактно-учебным. Конечно, педагогу придется создать определенные условия для такого «жизненного образования».
В школу, рядом с которой остановились на ночлег, обязательно отправится делегация походной группы – познакомиться с ровесниками, пригласить на вечерний костер, на дружеский футбольный матч.
Обычно учителя не любят, когда по дороге ребята заходят в магазины. А почему, собственно? Конечно, не самовольно, никого не предупредив, а во время привала, с разрешения командира. Но ведь так понятно это детское желание посмотреть, где что продается и почем. И потом сравнить с домашним ассортиментом, сделать какие-то выводы, и практические, и философские.
В дневнике похода появляется такая запись: «В селе Истобное есть столовая, где можно пообедать или пополнить в магазине запасы продуктов. Но рекомендуем максимум продуктов брать для приготовления пищи, так как многие необходимые продукты отсутствуют. Бывают перебои с хлебом. Материал об истории села, достопримечательностях можно взять в Истобнянской средней школе».
В любой деревне, оказавшейся на маршруте, группа ищет старожилов, способных рассказать о том, что здесь происходило раньше. Ради интересного разговора можно и планы изменить. Есть вещи важнее, чем следование по маршруту. Например, вот такая версия истории родного села. С упоминанием множества знакомых фамилий. Потомки этих семей до сих пор живут по соседству с ребятами. И невозможно не процитировать одну из страничек походной летописи:
«До революции основным землепользователем мелавской земли был генерал Карагодин. На Жилином Боку он имел большой фруктовый сад, обнесенный высокими тополями. Сам он жил в Петербурге и лишь один раз в год навещал свои владения, чтобы забрать у управляющего деньги, вырученные от реализации выращенной продукции. Правда, не вся земля принадлежала царскому генералу. Солидными землями располагали богатые крестьяне?– Астаховы, Красных, Руденак. Они стали основными покупателями, когда вскоре после революции генерал Карагодин начал распродавать землю и постройки. Однако не все в деревне обрадовались привалившим им наделам. Многие крестьяне, которые не хотели работать, отдавали ее в аренду более трудолюбивым... Вырученные деньги, правда, тоже шли в основном на уплату различных налогов. Приобретать обувь и одежду было не на что. Ходили в лаптях. Женщины пряли и ткали холсты, шили зипуны и онучи. Украшением деревни была, конечно, церковь. Строилась она на пожертвования. Поэтому двое из односельчан – Никола Красных и дед по прозвищу Горячих, которые внесли свой взнос золотыми деньгами, были удостоены великой чести – их портреты изобразили на стенах церкви. В 1929 году началась массовая коллективизация. В Меловое приехал управлять сельсоветом Меркулов. Он-то и организовал бригаду «буксиров», которых на сходе по его рекомендации избрали членами сельсовета. Вновь испеченные члены сельсовета, вооруженные стальными пиками, ходили по дворам и выгребали все припасенное на черный день. Помимо официальных «буксиров» действовали еще самодеятельные бригады, получившие название «гольтепа», которые заглядывали в каждый кувшин у хозяев, выгребая все до зернышка. «Из-за скулы вытащат», – с горькой усмешкой говорили женщины. Голод в 1933 году не имел бы таких последствий, если бы у крестьян силой не изымали зерно. А голод был страшный. Вымирали целыми семьями. Всего, по подсчетам сельсовета, число умерших превышало 1000 человек. Как ни упирались крестьяне, колхозы все же были созданы.
Одновременно шло раскулачивание. Зажиточных мужиков, даже тех, кто вступил в колхозы, но ранее имел много земли, из артелей исключали и ссылали на Соловки. Бывшие солдаты царской армии, имевшие за храбрость Георгиевские кресты, были признаны врагами народа, их тоже сослали. А в 1937 году произошло совсем уж невероятное: забрали группу неграмотных, самых работящих мужиков и расстреляли, предъявив им какое-то вздорное обвинение. В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, 450 мужчин из Мелового ушли защищать Родину. Большинство из них пало смертью храбрых».
Сколько еще раз туристы вспомнят эту историю и на уроках в школе, и обдумывая речи политиков.

Своя коллекция

Походные впечатления требуют выхода, обсуждения, реакции заинтересованной аудитории. И снова это задача педагога, который должен создать условия для детского самовыражения. Не один, конечно, вместе с коллегами, преподавателями разных предметов. Темы сочинений на уроках русского языка позволят с разных позиций описать пережитое, основой учебных исследований и проектных работ по истории, биологии, географии станут собранные в путешествии материалы. Коллекции, фотографии не просто украсят стенды в кабинетах, они помогут сделать строчки учебника понятными и лично значимыми. Есть огромная разница между стандартным раздаточным материалом и коллекцией, собранной своими руками. За каждым камушком, листиком возникает образ освоенного пространства. Учебный предмет становится обрамлением опыта путешественника. Важно, чтобы этот опыт у ребенка был.


Может пригодиться

Если в начале учебного года вы в первый раз будете планировать поход с учениками, не забудьте несколько несложных правил и советов.

Поход – дело коллективное. Когда решения принимаются сообща, тогда и ответственность за успех будет общей. На первом совещании нужно определиться с направлением путешествия. Педагог предлагает равноценные, но все же разные конечные пункты: в одном месте, к примеру, ребят ждет предприятие, выпускающее пищевую продукцию, в другом – лесоперерабатывающий комбинат. Что интереснее данной группе?
Следующий вопрос на повестке дня?– уточнение маршрута. Ясное представление о путешествии в сознании каждого участника – надежная гарантия от капризов и неожиданных конфликтов на маршруте. Кроме того, совместное обсуждение всех существенных вопросов становится с самого начала законом работы группы.
Как можно точнее определите круг обязанностей каждого участника похода. Естественно, никто не должен остаться без серьезного поручения. Топографы составляют подробные описания пройденного пути (и отмечают его на карте) для будущих групп. Заодно оставляют советы по оптимизации маршрута: в хорошую погоду лучше пройти этот участок по лесу, в плохую?– проехать на автобусе. Здесь есть родник, а тут придется нести запас питьевой воды. Топографам помогают хронометристы, знающие точно, сколько минут заняла дорога, сколько пришлось ждать автобуса. Метеорологам приходится еще труднее. Им придется проснуться пораньше, чтобы узнать, во сколько солнце встало. Вечером не забыть отметить время заката, измерить силу ветра. Натуралисты фиксируют состояние живой природы, фотографируют птичьи гнезда и звериные следы. Попутно собирают в заранее приготовленные папки растения для школьных коллекций. Краеведы внимательнее других прочитают мемориальные таблички, выслушают объяснения экскурсовода, запишут интересный рассказ случайного попутчика. Казначей ведает общей кассой и тщательно контролирует все расходы. Фотографы не просто снимают что попало, их задача – фотоотчет, значит, придется каждый объект похода снять и художественно, и информативно. Обязанности медработника, повара, завхоза, кострового, тем более командира – в комментариях не нуждаются.
Помогите ребятам понять, в какой форме они смогут представить результаты походных исследований. Если речь идет о подготовке коллекции, должно быть известно, какие образцы нужно искать, как их сохранять, в каких классах и на каких занятиях они будут использованы. Если запланировано посещение усадьбы знаменитого декабриста, лучше заранее договориться о проведении потом в школе вечера.
Редактору школьной или местной городской газеты стоит заранее сообщить туристам о том, что он готов опубликовать статью о походе. Руководители будущих научных работ могут подробно обсудить с юными исследователями, как делать измерения, как их записывать. Обидно по возвращении обнаружить нехватку важных фактов.

Рейтинг@Mail.ru