Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Борисова Людмила

Чтобы мир природы работал на природу детства

Революционные идеи для обустройства пришкольного участка

Пока в школе, в детском саду еще нет детей, есть время подумать про обустройство окрестной территории. Представляя при этом тех самых детей, их любимые игры и занятия, их потребности, особенности и стараясь так организовать пространство, чтобы всему этому нашлось удобное, безопасное и красивое место. И чем младше наши воспитанники, тем острее нуждаются они в этом, потому что большую часть своей жизни проводят, бегая по школьному двору. Потому что ранние впечатления – самые прочные.

Тайное предупреждение

Прежде чем приступить к облагораживанию пришкольного участка, нужно хорошо подумать не только о своих силах, имеющихся ресурсах, но и о бюрократической волоките. Школа, детский сад не хозяева на своей территории. Все их окружающее находится в ведении городских служб, которые давно переписали имеющиеся «зеленые насаждения» и не готовы выдавать просто так разрешение на какие-либо кардинальные изменения. Их не убеждают обещания на месте одной выкопанной акации посадить три сирени, их не смущает, что половина деревьев уже мертва и представляет угрозу для бегающих под ними ребятишек. Справиться с бюрократическим недоверием можно двумя способами: найти терпеливого человека, готового многие месяцы ходить по инстанциям, или храброго администратора, согласного потом выдержать начальственные громы и штрафы, но сначала создать сад своей мечты.
Своей мечты, детской, и еще многих взрослых: воспитателей, родителей – людей, которым не все равно, что окружает бегающих во дворе детей.

Философские основания

Мечта – не благие пожелания всеобщего комфорта и уюта. Мечта начинается с идеи. Желательно революционной, захватывающей. И в то же время убедительной, близкой, понятной.
Носителем идеи вполне может выступить внешний человек (местный биолог, дизайнер или, как в московской «Школе самоопределения», известный аграрий Зепп Хольцер, который в последние годы активно колесит по России и не отказывает в консультациях, особенно если речь идет о детях), компетентный родитель (сколько среди них увлеченных садоводов!), педагог, случайно (хотя бывают ли такие случайности?) оказавшийся участником агрокультурного семинара.
Идея ландшафтная, садовая должна соединиться с педагогической философией участников. Поэтому, выслушав концепцию земледельческую, учителя и родители пытаются перенести ее на педагогическую плоскость. Близко ли им это мировоззрение? Готовы ли они двигаться именно в этом направлении?
В качестве иллюстрации – один пример. Передовые садоводы, в том числе Зепп Хольцер, выступают против монокультурных посадок: земля быстрее истощается; малейшие погодные неприятности уничтожают посадки целиком (нет верхнего яруса, который мог бы защитить маленьких от града, нет нижнего слоя, чтобы сохранить влагу при отсутствии дождя). В естественных условиях на маленьком клочке земли растут самые разные травы, деревья. И не мешают?– помогают друг другу. Нам важно увидеть, как все устроено в природе, понять ее закономерности и научиться поддерживать их. На пришкольном участке. И в учебном классе.
Оказывается, все вышеперечисленные принципы эффективного земледелия имеют прямое отношение к эффективной педагогике.
Природосообразное отношение к ребенку: его не столько учить и воспитывать нужно, сколько наблюдать за ним, изучать врожденные задатки и склонности и способствовать развитию заложенного природой.
Поддерживать разнообразие стоит не только на грядке, но и в классе, создавая разновозрастные, разноуровневые группы, где у каждого есть работа по силам, по темпераменту, где усилия одного служат опорой для продвижения другого. Биологическое слово «симбиоз» вполне применимо к школьному классу, группе детского сада.
Наблюдение за ребенком как основа взаимодействия с ним предполагает очень высокий уровень доверия как к ребенку (он хорош, какой есть, необходимо лишь понять его сильные стороны), так и к самому себе: я действую, опираясь на собственный опыт, собственные выводы, а не на инструкции и приказы.
Если после подобных дискуссий и не удастся кардинально перепланировать участок, время все равно было не зря потрачено. Можно считать, пройдены курсы повышения квалификации для педагогов. А если в разговоре принимали участие и родители (пусть поначалу их только судьба собственных дачных грядок интересовала), можно половину психологических лекций на родительских собраниях отменить: все на живом примере, точной аналогией доказано.

Именные дорожки и беседки

От общефилософских рассуждений рано или поздно придется переходить к составлению реального плана. И это становится общей задачей. То, что планируется и строится всеми участниками процесса, детьми, родителями, учителями, воспринимается впоследствии как общая ответственность, пространство совместного творчества. Так рождается сообщество единомышленников.Каждый педагог (или дружеская компания учителей, родителей) выбирает себе примерный уголок во дворе и описывает идеальный вариант его переустройства, исходя из того, чем эти конкретные люди любят и умеют заниматься с детьми на улице.И рождается перечень уголков, которые обязательно должны появитсья на нашем дворе.
Мастерская папы Карло. Есть в детском саду, в школе мастеровитый человек, умеющий из бросовой деревяшки сделать дивную игрушку, починить, построить все, что придумается. Ему будет отдана беседка в углу (на случай дождя и сложных работ) и площадка перед нею для привлечения всех желающих. С серьезными настоящими инструментами, досками и гвоздиками – всем тем, что так необходимо детям, мальчишкам особенно, и чему слишком мало места отдается в школе.
Увлеченный физическими экспериментами педагог придумал себе маленький прудик с песчаными берегами. Не просто романтический уголок, но и пространство для различных исследований. Биолог здесь тоже обнаружит немало интересного.
Любители сельского хозяйства присмотрели пространство вдоль забора. Затоптанная полоска с засыхающими деревьями. Неудивительно: на их корни постоянно наступают ребячьи ноги. Запретить детям бегать вдоль забора? Не поможет. Да и неприятно без конца делать замечания. Лучше превратить унылую зону в земледельческий рай. Придется привезти некоторое количество красивых камней и уложить их живописным зигзагом вдоль забора. Насыпать земли?– посадить все что угодно, от овощей и трав до цветов. И можно теперь не отгонять детей подальше. Перед ними прекрасный полигон для изучения особенностей развития растений и собственного развития: опыт самостоятельности (кто вырастил хоть один помидорный куст, уже может считаться человеком, готовым к превратностям судьбы), умения не бояться ошибок, а использовать их для движения вперед, опыт успеха и сознания своей значимости.
Школьный психолог претендует на небольшую открытую лужайку, чтобы организовать игровую зону. Старомодные шахматы, где клеточки на земле (размечены плиткой, разноцветным песком, просто краской), а фигуры – из дерева, ростом почти вровень с некоторыми игроками. И работа мозга, и физическое усилие. Рядом – кугельбан: наклонные желобки, тоже деревянные (много заданий придется выполнять мастерской, зато будет чем заняться), по которым ребята смогут катать шарики, машинки. И физику изучать интересно, и для глаз полезно.
Конечно, не все время дети должны находиться под присмотром взрослых. Им нужны тайные убежища, куда можно прятаться, чтобы посекретничать с другом или помечтать в одиночестве. Деревянные домики, беседки, увитые плющом, а еще лучше – диким виноградом.
И главное – детям нужно много места для бега. Как бы ни увлекались взрослые цветами и деревьями, сад – лишь обрамление, эстетически совершенный фон для всяких салок, казаков-разбойников, пряток и прочих буйных игр. Школьные дворы с узенькими ровными дорожками, по которым ребята чинно гуляют под присмотром воспитателей среди клумб и газонов – никуда не годятся такие дворы.

Спортзал под открытым небом

Школьный, детсадовский двор должен стать настоящим стадионом, тренажерным залом, оставаясь при этом садом с цветами и лужайками. Вполне реальная задача, если учесть, что сейчас модны так называемые высокие грядки. В исполнении последователей Зеппа Хольцера это целые полутораметровые насыпные зигзагообразные холмы (в основании – любой органический мусор, он еще и не даст растениям замерзнуть), на которых растет все подряд, местные и экзотические травы, цветы, овощи. На школьном дворе высокие гряды (хотя бы одна для начала) станут одновременно и естественными границами разных по функциональному назначению участков, и отличным спортивным снарядом.
По ней можно проложить тропинки для бегания, вверх и вниз, наискосок, петлями и узенькими лабиринтами среди кустарника. Склоны, укрепленные бревнами, позволят лазить, выбирая разнообразные маршруты. Объяснять, каким отличным развлечением станет горка зимой, не стоит. Всем понятно.
На ветках деревьев найдется место для ярких мишеней, деревянных, металлических. В них можно кидать мягкие мячики, пустые пластиковые бутылки, бадминтонные воланчики (снаряды хранятся в специальных корзинах у подножия деревьев). Тренировка меткости, возможность испытать свойства разных материалов (звук, упругость, тяжесть).

Восторг и удивление

В каждом саду должно быть что-то удивительное, чтобы ребенок вдруг остановился, задумался, загляделся.
Зепп уверяет, что рядом с металлическим контейнером для мусора можно вырастить пальму. Металл аккумулирует тепло. Для дополнительного подогрева легко соорудить черепичный навес (подойдет материал, оставшийся от снесенного по соседству дома). На зиму пальму, конечно, придется перенести в школьный холл. Зато какое впечатление она будет производить на детей и родителей осенью! Возвращаешься после южных каникул в свою северную школу, а тебя пальма у входа встречает. Причем в таком месте, которое у других считается непривлекательным.
Удивительным может стать обычный фонарный столб, если оплести его, засыпать полости землей и посадить по всей высоте, куда руки дотянутся, цветы и травы. Вертикальный сад вместо привычного горизонтального, красота растений на уровне детских глаз.
Гладко выкрашенная стена котельной станет чудесным теневым театром, если рядом посадить вьющиеся растения.
Родственные взаимоотношения ребенка с миром рождаются не на лекциях, а вот в таком ежедневном общении с живой материей: землей, травами, червяками, птицами. Да и педагогическая философия взрослых, родителей, учителей, тоже формируется не только под влиянием книг, но и вследствие привычки слышать природу и помогать ее цветению.

Рейтинг@Mail.ru