ОРИЕНТИРЫ
Практическая триз-педагогика
С чего учителю начинать и как достигнуть успеха?
Научить ребенка размышлять, развиваться творчески, верить в свои силы –
именно этих целей я пытаюсь достичь на уроках, строящихся на основе
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). И здесь мне хотелось бы
поделиться опытом, приобретенным за время проведения этих уроков, а
также высказать некоторые рекомендации для педагогов, которые пойдут по
этому пути в первый раз.
«В сущности, почти чудо,
что современные методы обучения еще не совсем удушили святую
любознательность,
ибо это нежное растеньице требует наряду ?поощрением прежде всего
свободы – без нее оно неизбежно погибает».
А.Эйнштейн
Слагаемые творческого мышления
Вначале сделаю одно важное замечание общего плана. Открытые
задачи на уроках ТРИЗ – это не самоцель, а часть целостной системы
развития творческого потенциала ученика. В эту систему входят следующие
элементы триз-педагогики: открытая задача; развитие творческого
воображения; преодоление психологической инерции; развитие
ассоциативного мышления; развитие системного мышления; теория развития
творческой личности; алгоритм решения изобретательских задач.
Эти элементы описаны в книгах: «Творчество как точная наука», «Найти
идею» (автор – Г.Альтшуллер); «Интеллектуальное айкидо», А.Камин,
Д.Камин, В.Ильченко; «Технология творческого мышления», М.Меерович,
Л.Шрагина, М.Альпина; «Творческое воображение», Ю.Эрлих.
Вступив на путь триз-педагогики, вам предстоит обучать детей решению
открытых задач, опираясь на все эти элементы, так как все они важны для
развития творческой личности.
Выбор курса…
Итак, вы решили попробовать использовать методы
триз-педагогики в своей педагогической практике. С чего начать? Все
зависит от того, каким объемом учебных часов вы располагаете и какую
цель перед собой ставите. Рассмотрим два варианта.
Вариант 1. Предположим, вы ориентируетесь на короткий пробный
курс, 8–10 часов. Цель курса может состоять в том, чтобы посмотреть,
как дети включаются в творческий процесс, почувствовать свои силы как
учителя. Такой вариант подходит, если багаж знаний и опыт невелики. В
этом случае сложно говорить о каких-либо серьезных изменениях в
творческом мышлении детей, в их мировоззрении.
Вариант 2. Учебный курс на год – 34–36 часов. В качестве целей
можно взять: развитие творческого воображения, развитие креативности,
развитие дивергентного мышления. Эти параметры могут быть улучшены за
учебный год.
В любом случае важно понимать, что учитель, который ведет
новый предмет, по сути, проводит педагогический эксперимент. А значит,
вам предстоит вести педагогический мониторинг. В мониторинге участвуют
дети, обучающиеся по новым методикам – экспериментальная группа, и дети
контрольной группы, где такое обучение не ведется. Контроль достигаемых
целей проводится посредством специальных методик перед обучением и по
завершении учебного процесса. Сравнение результатов по каждой группе
позволит вам понять, влияют ли ваши уроки на достижение ваших целей.
Как все сделать легче и лучше?
А теперь перейдем к оргмоментам. Сразу отметим, что на стадии
освоения методов триз-педагогики не следует брать классы из разных
параллелей, допустим, 5–6-е классы. Это очень трудно для «начинающего»
учителя.
Желательно разделить класс на две группы: по 10–15 учеников. В этом
случае работать будет не просто легче, в подгруппах работа идет более
эффективно. Дело в том, что урок творчества строится на доверительном,
личном, тесном общении. Выслушать нужно каждого.
Правда, в первый год мне пришлось работать с полным составом классов. И
даже такой режим работы при должной организации обучения дает
обнадеживающие результаты.
На предстоящий период обучения вам необходимо подготовить учебную
программу или как минимум календарно-тематический план. Он нужен не для
отчета?– прежде всего для вас. Начав его разрабатывать, вы оцените
кругозор ваших знаний по предмету, почувствуете, каких знаний вам не
хватает, и будете восполнять их. Лично я за основу взяла программу по
развитию творческого воображения (какую смогла найти) и дополнила ее
открытыми задачами и развивающими заданиями.
Материалы для основы курса развития творческого воображения (РТВ) можно
найти в интернете, набрав в Яндексе названия текстов: «РТВ – это очень
просто!», П.Амнуэль (курс лекций); «Программы школ научно-технического
творчества молодежи. Ленинградский политехнический институт имени
М.И.Калинина»; «Технология развития творческого мышления», Т.Таратенко;
«Задачи из курса РТВ, а также в сборнике программ по ТРИЗ-РТВ
Санкт-Петербургской школы ТРИЗ», С.Фаер.
Где брать открытые задачи?
Учителю нужно иметь большой набор задач, чтобы было из чего
выбирать с учетом возраста детей, их особенностей, учебного профиля
класса, уровня знаний тех или иных учебных предметов.
На начальной стадии вам понадобятся блоки задач: сказочные,
исторические, социальные, физические, из жизни животных и растений и
другие. Я пользуюсь следующими источниками: «И тут появился
изобретатель», Г.Альтов; «Лестница идей», И.Викентьев, И.Кайков;
«Задачки – сказки от кота Потряскина», А.Гин; «150 творческих задач для
сельской школы», А.Гин, И.Андржеевская; «Интеллектуальное айкидо»,
А.Камин, Д.Камин, В.Ильченко. А также – материалами интернет-сайтов: www.trizland.ru;
http://mozgun.ru;
http://www.smekalka.pp.ru.
Меняя стереотипы
Создать творческую атмосферу на наших уроках ТРИЗ помогают
принципы и правила, которые с самого начала совместной работы
проговариваются в классе: учитель и ученик равны между собой; учитель
уважает личность каждого ученика; ученик имеет право на ошибку; каждый
урок – это совместное восхождение к знаниям и творчеству; учитель
воспитывает учеников в первую очередь личным примером.
Эти правила необходимо выполнять реально. Стереотип отношений
«учитель–ученик» очень живуч. Ваша главная задача?– изменить этот
стереотип, предложить другой вариант общения и отношений, в которых
комфортно и вам, и детям.
Конечно, это не делается в одночасье. На первых занятиях ученики боятся
отвечать. Как правило, отвечают одни и те же дети. Средние и слабые
молчат. В целом ребята ведут себя так же, как на основных уроках… Не
торопите события. Со временем все начнет меняться.
Есть ученики, которые плохо говорят, не умеют выражать свои мысли. В
таких случаях кардинально изменить ситуацию сложно, но к концу второго
года обучения и они меняются в лучшую сторону.
Надо быть готовым к тому, что дети будут «въезжать» в ваш предмет
несколько месяцев. На этом пути они будут делать важные, порой
шокирующие открытия, как это случилось у меня в первый год обучения:
наступил момент, когда по моим словам и действиям на уроке дети поняли,
что я решаю задачу вместе с ними. Один ученик спросил в лоб: «А вы сами
ответ знаете?» Я сказала честно: «Нет». У него округлились глаза, с
чувством возмущения он произнес: «Вы же учитель, а с нас тогда что
спрашиваете?..» И вам, как и мне, придется раз за разом говорить
ребятам, что все знать невозможно; что не знать чего-то не стыдно; что
стыдно не учиться; что есть задачи, ответы на которые не знает никто.
Но придет время, когда дети начнут спрашивать у вас: «А что у нас
сегодня будет на уроке? А где вы берете задачи? Вы придумали задачу
сами? Можно я расскажу другое решение?»
Это означает, что ребят заинтересовало то, с чем вы и они приходят в
класс.
«Встряска» мозгов
Мы стараемся разнообразить занятия, вводя необычные этапы
работы. Скажем, мы придумали с детьми этап «Встряска мозгов». Всегда в
начале урока (5–7 минут) проходит решение быстрых, «летучих» творческих
задач. Выбирать их учителю надо тщательно, цель этапа – включить всех в
работу, расшевелить. Содержание задачи или задания должно быть
предельно простым и понятным. Пример № 1. Три черепахи ползут друг за
другом. Первая говорит: я ползу, и за мной ползут две. Вторая говорит:
я ползу, передо мной одна, позади меня одна. Третья говорит: я ползу, и
за мной две. Как такое может быть? Пример № 2. Корова–2, Собака–3,
Кукушка–4, Петух–8, Овца–2, Ослик–? Когда решение зайдет в тупик,
сообщите, что эта задача дается детям 6–7 лет, поступающим в школу.
Интересные задачи, над которыми ломает голову вся группа и активно
вслух их обсуждает, тут же становятся «хитами». Но вы-то понимаете, что
другой группе эту задачу давать уже нельзя. Теперь эта задача –
отработанный материал. Ее можно применить на другой параллели и через
некоторое время.
Задание для всей семьи
Домашнее задание даю всегда, причем такое, чтобы оно
выполнялось письменно, в тетради. Замечу, что собирать тетради,
проверять их и досконально комментировать – это отдельная большая
работа. Нередко бывает, что все хотят прочесть свой вариант домашнего
задания. В такой ситуации времени не жалейте и детей не останавливайте.
Предлагайте выполнять домашнее задание вместе с родителями. Иногда
задачу, с трудом решенную в классе, предлагаю дать родителям порешать.
А кто-то начинает приносить задачки из дома: давайте в классе решим.
Так мы и делаем. Я-то понимаю, что мы не просто ход урока меняем, а
самих себя, причем в лучшую сторону.
«Экстренный» случай
На уроках творчества контакт настолько тесен, что истинные
эмоции учителя и настрой скрыть невозможно. Вам придется быть таким,
какой вы есть. Иногда в процессе решения ученик кричит: «Стоп! У меня
идея! Дайте выйти к доске!» Бывает и так, что задача долго не поддается
решению, сидит в голове – и решить невозможно. Однажды утром по дороге
в школу мне пришло в голову решение. Радостно сообщаю на уроке: «Ура! Я
решила наконец задачу, которую мы не смогли решить месяц назад».
Вот эта задача (первоисточник мне не известен). Когда очень много
грузовиков стало останавливаться у одного кафе вдоль шоссе, то
блюстители дороги написали: «Остановка только в экстренном случае».
Хозяин кафе несет большие убытки. Как ему быть? Решение: немедленно
убрать прежнее название кафе и назвать его «Экстренный случай».
Выражение детских лиц описать невозможно – ребята умеют радоваться и
ценить красивое решение.
Жизнь не исчерпывается…
Когда я решилась вести уроки ТРИЗ, то не представляла себе
объема и глубины предстоящей работы. Работы даже не столько с детьми,
сколько прежде всего работы над собой, и работа эта захватывает!
Постепенно, так же как и ваши ученики, вы становитесь другим человеком.
Атмосфера творчества становится вашим образом жизни. И вы, и ваши
ученики начнете по-новому относиться к проблемам, к себе, к другим
людям. У вас появится физически ощутимая уверенность в собственных
силах и способностях. И вы точно знаете: «…жизнь не исчерпывается едой,
борьбой и властью в Стае». Ради этого стоит жить и работать. Вы
согласны?
Елена ПАКЛИНА, учитель информатики, лицей-интернат № 7
г. Бердск, Новосибирская область