Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Щербо Ирина

Об очередных задачах школьного самостроительства

Размышления директора школы накануне нового учебного года

Трудновато из пространства свободы возвращаться в круг обязанностей и?забот. Пока-то еще они станут привычными! Скажете, так все выходят из отпуска.
Все, но учителя с большим  волнением. Точно: будет не так, как было; наверняка – сюрпризы; безусловно – новые обстоятельства.
Учительская готовность к работе должна быть высокой. И как же повезло тому, кому уже хочется работать: в школе интересно, комфортно, продуктивно. Конечно, такое ощущение – во многом результат работы руководителя…

У развивающейся школы не бывает упущенных шансов

Какими выйдут из отпуска мои педагоги? Безусловно, обновленными. Ведь в нашей профессии как: недели через две-три отдыха новые идеи незаметно начинают пробиваться через завесу летней повседневности.
Вот под видом наведения порядка на столе и в шкафу ты уже с?удовольствием перебираешь бумаги, читаешь то, что было отложено до лучших времен, но – эх, жаль! – в прошлом учебном году они так и?не?наступили.
И ты сердишься на себя, что «дорогая ложка к обеду» просрочена, а?ты имел в руках такую изюминку – всего-то не прочитал статью, не встретился с ценной идей вовремя, не реализовал, когда было уместно.
Но в том и прелесть нашей работы, в ее цикличности. Будущее всегда готово вобрать в себя то, до чего не дошли руки в прошлом.

Цифра или Слово?

Для меня, директора московского образовательного учреждения, главный символ этого лета – цифра. Она напрягает своей значимостью: цифра набора и добора учащихся, цифра общего фонда заработной платы и его компонентов, цифра состава педагогического коллектива. Цифра сотрудников, которые до недавнего времени составляли единое целое в организации образовательного процесса, а завтра я их должна развести по графам сметы как важных, имеющих аудиторную нагрузку, и всех остальных, которых, вероятно, следует рассматривать как прицепные вагончики современного процесса индивидуализации. Цифра, соотношение цифр, оптимизация в цифрах, государственное задание в цифрах. Цифра, цифра, цифра!
Для меня за каждой цифрой – имя, судьба, мораль! Ведь школа – это Слово! Учитель – Слово! Ученик – Слово! Слово и Имя.
В сердце – боль. Как совместить несовместимое?! Как сохранить не просто имеющееся, а выстраданное в годы фактически полного недофинансирования и все-таки сложенное нами Имя собственное школы?
Я ищу ответы на эти вопросы.

В формате опережающего управления

Можно пойти по пути отговорок: «моя хата с краю», «нас законом поставили в такие условия». Но такой подход – пусть каждый за себя – не для моего коллектива, который всегда доверял мне, которому верю я.
Направление работы школы всегда определялось анализом сделанного коллективом, а вот сегодня проблематику развития нам диктует экономическая составляющая.
В связи с чем, как мне кажется, на первое место выходит включенность каждого работника школы в реальную управленческую практику. Трудность в том, что это не являлось до сих пор объектом внимания учителей: экономия бюджетного счета школы, энергосбережение, сохранение контингента, маркетинговые технологии и многое другое.
Ведь как было? Бюджетный счет, смета расходов. Да, эти документы не всякий директор внимательно изучал. Зачем? Что выделили, то централизованная бухгалтерия и растянет на учебный год. Если у директора есть личные отношения в бухгалтерии, что-то оплатят. А на нет и суда нет.
Сегодня цифры финансовых блоков образовательной программы должны стать живым ртутным знаком для каждого работающего в коллективе, потому что его движение вверх или вниз коснется всех.
Например, до сих пор отток учащихся из одной школы в другую не рассматривался как результативность работы учителя. Не проводился анализ причин этого явления, уже не говорю о выводах, мыслях об изменении чего-то в среде взаимоотношений, которые очень часто определяют комфортность школьной жизни ребенка. «Не хочу расставаться с классом, даже если химичка меня не любит!» – сопротивляется подросток родителям, желающим радикальным способом изменить результаты своего чада по данному предмету.

Совместно разделенная ответственность

Теперь надо думать над вопросами, которые до сих пор не мучили учителя, корректирующего списки учащихся в классных журналах в конце августа: что не так? почему эти дети ушли? что лучшего им предложили? чем можем ответить на индивидуальные запросы наших семей?
Теперь надо осваивать принцип «копейка к копейке», совершенно не наш, не учительский, как привыкли думать. Это директор грозно появляется среди учебного дня в учебной аудитории и демонстративно выключает иллюминацию, недовольно качая головой. А педагог, творческая личность, конечно, с головой ушел в занятие и не видит этого сияния, порой не отключает, даже уходя домой. Теперь же, когда сэкономленные на электричестве деньги станут прибылью, которую мы сможем сами разумно использовать, беречь свет не мелочь. Значит, будем учиться.
Еще что важно. Новые компетенции учителей. Как их приобретают? Кто как?– по случаю, ради интереса, за компанию, между делом, на всякий случай?– все всегда чему-то учатся. Но сегодня это не просто личный капитал, а товар, то, что школа может предложить на рынке образовательных услуг. И для начала все умения коллег, пусть самые неожиданные, надо выявить, затем описать, обдумать применение.

Не оставлять родителей за порогом школы

Школа должна научиться жить достойно, строя партнерские отношения со всеми субъектами образовательного процесса. А фарисейство по данному вопросу создает проблемное поле, прежде всего для родителя. Он кто? Покупатель? Заказчик? Безадресный потребитель? Ведь если образование уже фактически оплачено всеми гражданами страны, то «бери, что дают». Однако, по данным исследований, люди в большинстве своем готовы оплачивать образовательные услуги по своему заказу. И нам надо быть готовыми работать по запросу семьи.
Отличительный, отвечающий желанию семьи элемент развития может дать практически каждый педагог. Но его предложение должно быть рекламно оформлено, программно обеспечено, должно иметь разумное обоснование стоимости – и этому предстоит нау­читься

С кем работать, на кого опираться

Да, учиться и учить. Это совершенно другое содержание системы работы с кадрами. Главная поддержка?– педагоги-лидеры, активно включившиеся в работу по преобразованию, им это интересно: проба сил в определении траекторий развития школы, разработка новых локальных документов. Им можно делегировать ответственность.
Другая группа – учителя, которые высокопрофессионально поддерживают (и спасибо им за это) действующее состояние модели функционирования школы, – опытные, авторитетные педагоги. Однако они минимально включаются в управленческую работу школы.
Сильной мотивационной группой являются учителя, ориентированные на будущее: предлагающие новые направления, нестандартные решения, интересные родителям и детям, – такие готовы разделить ответственность, таких хотелось бы видеть в школе побольше.
Возможно, они появятся, ведь новые экономические подходы значительно расширяют шкалу задач каждого, то есть появляется больше шансов для самоактуализации и самосовершенствования личности педагога.

Рейтинг@Mail.ru