ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Гадание на зарплатной гуще
Учителя обсуждают принципы оплаты своего труда
Этим вопросом задаются учителя в многочисленных
интернет-обсуждениях – вопрос далеко не частный. Ведь обязательства
государственной власти – это не?только суверенитет государства, но и
суверенность личности. А если «учителям предлагается перейти из нищеты
в?бедность – с 7 тысяч на 12, да еще под дележ на «серых» и «ярких»,
всем нам прописано рабство», – комментирует учитель новый проект
министерства.
И далее: «Ребенок, конкретный, со своей непростой судьбой в?эпоху
перемен, – много ли от нас получит?»
Качество жизни учителя и производительность его труда крепко
связаны. От безденежья, понятно, вечно плохое настроение, умно говоря –
конфликтогенность. Ну зачем такой учитель?
Но люди надеются: «Должны быть нормы, гарантирующие достойную оплату
труда педагогов, в том числе классных наставников, и это должно быть
оговорено в федеральном законе, а не отдано на откуп местной власти»…
«Мне кажется правильным, чтобы разного рода коэффициенты и надбавки и
их размер определялись на местах, а Закон «Об образовании» гарантировал
бы зарплату не ниже, чем средняя по промышленности в стране, как было в
указе Ельцина 20 лет назад».
Критикуют: «Проектировщики оперируют неопределенным термином «зарплата
учителей» и предлагают ее сравнивать с зарплатой в экономике. Но
средняя зарплата учителя включает в себя как ставку (полторы, две), так
и надбавки к ней, а средняя в экономике, наоборот, исключает «деньги в
конвертах»… «При региональном подходе учителя промышленно развитых
регионов, где есть добывающие отрасли, металлургия, химия, выигрывают в
зарплате, а учителя сельскохозяйственных и дотационных регионов в
зарплате проигрывают.
На мой взгляд, это несправедливо. Труд учителя в любом регионе России,
в городе или деревне, должен стоить одинаково: аттестация для всех
единая, государственная. И базовая ставка должна быть единая».
Порой ерничают: «Подушевое финансирование, НСОТ и новые операторы новых
денежных потоков разденут нас окончательно»… «Кого еще сократят по
школам, чтобы увеличить количество часов у оставшихся в угоду
поддержанию среднекраевых показателей по зарплате?»… «Учителей
заставляют работать по-новому, меняться, а платить хотят только
по-старому: мало. Правда, при помощи новых схем. А требования
альтруизма, бескорыстия, горения на работе звучат все громче».
Ищут и находят более выгодные варианты решения вопроса: «Что
придумывать, когда существует законопроект Олега Смолина, где написано,
что нужно принять единую для государства базовую ставку учителя и
законодательный норматив о том, что региональные органы власти могут ее
повышать, но не понижать. Это справедливо: минимальные оклады учителей
не могут быть ниже среднего размера оплаты труда в целом по Российской
Федерации, а средний оклад должен превышать средний размер оплаты труда
в промышленных отраслях Российской Федерации – Проект федерального
закона «О народном образовании в Российской Федерации» – http://www.smolin.ru/read/documents/index.htm».
«Да вы умных людей послушайте: экономист Александр Рубинштейн
доказывает, что минимальный уровень оплаты труда в гражданской науке,
образовании и культуре должен устанавливаться на уровне средней
заработной платы работников сферы управления! И это необходимо для
полноценного функционирования социальной сферы, потому что результаты
трудовой деятельности в этой сфере тоже не имеют адекватной рыночной
оценки, как и в сфере управления: http://institutiones.com/strategies/239--q-q.html».
Некоторые учителя пытаются решать задачу про «замещение средств»
самостоятельно: «Вот читаю я информацию по нашей Оренбургской области:
с 1?сентября 2011 года повысится зарплата школьных учителей. С этой
целью внесли изменения в главный финансовый документ Оренбургской
области, и в соответствии с поправками в закон о региональном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов на образование будут
выделены ассигнования в размере 416 миллионов рублей. Перечисляется, на
что выдаются эти деньги: приобретение оборудования, транспорта,
повышение квалификации и проч. Потом идет приписка: «При этом ранее
запланированные и высвобождающиеся средства регион направляет на
повышение уровня заработной платы». Причем сумма не указывается. Ладно,
допустим, будет что прибавлять. Но что? В Оренбуржье 2148
образовательных учреждений, в том числе 1093 школы. Даже если
допустить, что эти деньги только школам, на одну школу придется
380 000 руб. на два года. Теперь смотрим прайсы: кабинет химии
– 480 000 руб.; кабинет физики – 490 000 руб. Я не против, но почему
никогда ничего не ясно?»
Наконец, учителя переживают о том, что никто не идет им на смену: «У
нас молодежь в школу, не собирается. Выпускники говорят: "Мы очень
благодарны за ваш труд, профессия самая важная, но жить, как вы, мы не
сможем"».
Обзор подготовила Нина ЧАПЛЫГИНА