Если не кружок, то музыкальная школа...
Спору нет, заниматься с детьми необходимо. Но интенсивность «вкладывания» порой мешает
«Что вы делали c детьми в выходные?» – спрашивают
меня знакомые. И иногда мне нечего ответить: а действительно, что мы
делали целых два дня? Практически ничего: никуда не ходили, гостей не
принимали, никаких особенных игр не устраивали. Два часа клеили
какую-то несчастную аппликацию, потом валялись на кровати, готовили
еду, немного читали – а выходные все равно прошли отлично. Только как
объяснить почему?
Иногда бывает так, что вроде бы ничего не происходит, а на самом деле
при отсутствии видимой деятельности в этот самый момент в воздухе
ткется что-то волшебное, родное и красивое. Людям просто хорошо вместе,
и для этого не обязательно задаваться общими целями или создавать
иллюзию активной деятельности.
Но еще с тех пор, когда мы сами были детьми, нам крепко внушили: в
ребенка нужно вкладывать. Учить, водить, рассказывать, показывать, не
тратить ни минутки впустую, и тогда у нас вырастет полноценный
счастливый человек.
Спору нет, с детьми заниматься необходимо, но интенсивность
«вкладывания» ничего не решает, порой, наоборот, мешает.
Сын моей знакомой – очень вежливый, продвинутый ребенок. От первого
общения с ним у людей буквально голову сносит: таких детей не бывает.
Полностью без недостатков, к тому же все знает, везде бывал, обо всем
имеет взвешенное суждение. Одна загвоздка: ему все безразлично. Не то
что азарт, восторг, возмущение – простой интерес к чему-либо ему чужд.
Тем не менее если этот ребенок не на музыке, то в секции или в кружке,
а если дома, то непременно решает, читает, рисует, лепит или – на худой
конец – ужинает и спит.
Из девизов его родителей: никаких пустот; единственный правильный путь
в жизни – не болтаться без дела!
И чтобы он, выходя из своей комнаты, в ответ на вопрос: «Что ты там
делал полтора часа?» – отвечал: «Ничего»? Нет, это, конечно,
невозможно. Невероятно. Думал! Смотрел в окно! Мечтал! Был у себя дома!
Тут напрашивается профессиональное наблюдение. В автобиографических
социологических интервью часто встречаются такие ремарки: «Я не помню
какого-то конкретного дня или случая, но помню, как бывало хорошо…
Помню, во что одевались родители, как пахло в прихожей, на кухне, а что
было – не могу сказать» – и так далее. То есть факты, какая-то
деятельность из памяти людей выветриваются, самыми прочными скрепами
жизни остаются ощущения, отношение. И это тот багаж, с которым человек
идет по жизни.
Что же мы делаем, когда не даем ребенку времени на очень важное дело,
на переживание неповторимых образов детства – как падает свет на
закате, как колышется занавеска от ветра, какие тени бегут по потолку…
Оставляем человека без спасательного круга, который, по идее, возникает
с самого рождения, с первым днем нахождения у себя дома.