Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Ученые Института социологии РАН попытались ответить на вопрос: в какой мере современным старшеклассникам присущи патриотизм и гражданственность? Специальное исследование выявило противоречивую картину. Как пишет Елена Пронина в статье «Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 5 за 2011 год), примерно каждый шестой респондент полагает, что эта тема была важна раньше, а теперь она устарела. Еще 31,5% респондентов отметили, что пока не думали о значимости патриотизма. Более половины из опрошенных – 57,5% – не хотели бы родиться и жить в другой стране, 21% – хотели бы.
Автор акцентирует внимание на том, что в настоящее время идейное содержание патриотизма практически не развивается и не интегрирует в себя новые смыслы: проводимые в школе «патриотические мероприятия» по-прежнему ассоциируются прежде всего с празднованием 9 Мая и поздравлением ветеранов ВОВ.
Показательно, что около половины опрошенных (47%) затруднились ответить на вопрос «Если бы у тебя была безграничная возможность проявить себя как патриот России, что бы ты сделал в первую очередь?».

15 лет назад в одном из столичных центров образования было принято решение о развитии ученического самоуправления. Стали проводиться общешкольные прямые и тайные выборы учителей и учеников в совет ЦО, возникли ученические советы школы и классов, советы школьного спортивного клуба, физоргов, музея, военно-патриотического клуба. Количество подготовленных и проведенных детьми мероприятий росло с каждым годом, а несколько лет назад школа заняла первое место в окружном конкурсе по развитию ученического самоуправления. Казалось бы, все хорошо, но руководителя школы не покидало чувство какой-то неудовлетворенности, разрыва «между словом и делом». И однажды в руки директора попала книга А.Нилла «Самерхилл — воспитание свободой», при чтении которой его поразила фраза: «Я уверен, что если кто-то задумает в моей школе отменить самоуправление, то ученики не дадут это сделать!» И тут как то сама собой возникла идея педагогического эксперимента: «А что будет у меня в школе, если я отменю школьное самоуправление?» Что получилось из этого эксперимента – читайте в статье директора ЦО № 975 Александра Пименова «Воспитание свободой» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2011 год»).

Типичная рекомендация психологов: расширять на уроках пространство выбора, в том числе выбора учебного задания. Против этого вроде никто не возражает, но, как отмечают эксперты, подобные советы вызывают у педагогов множество вопросов: как организовать процедуру выбора? Как проверять и оценивать выполнение выбранных заданий? Как отметка влияет на поведение школьников в ситуации выбора?
Поиску ответа на последний вопрос было посвящено исследование, проведенное специалистами факультета психологии образования МГППУ. Результаты отражены в статье кандидата психологических наук Сергея Зайцева «Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания» («ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2011 год).
Как выяснилось, в сравнении с безотметочным обучением при введении отметок в ситуации выбора у младших школьников (исследование проводилось среди учеников четвертого класса) резко снижается мотивация учения и повышается мотивация достижения. Ребята значительно реже выбирают проблемные и малознакомые задания, предпочитая им более легкие, «гарантирующие» успех. В первую очередь это характерно для хорошо успевающих учеников и особенно – для отличников.
Автор связывает эту тенденцию с тем, что в основе традиционного подхода к оцениванию лежит один-единственный критерий – правильность выполнения задания. При проверке ученических работ обычно не принимается в расчет то, насколько трудна была задача для конкретного ученика и какие усилия ему потребовалось приложить в процессе решения. Примечательно, что, отвечая на вопрос: «За что ученику в школе на уроке математики ставится отметка “5”?», почти все ученики твердо сказали: «За правильность». И только 5% детей упомянули в своих ответах другие критерии: «старательность», «активность на уроке» и «любовь к математике».

Рейтинг@Mail.ru