«Быть рядом с детьми и так становиться лучше»
Учительские размышления в конце учебного года
«Отпуск начался! А мысли о школе не отпускают», – пишет
учитель. Ничего, еще чуть-чуть, и отпустят, но как важен этот переход,
это редкое состояние чистой рефлексии, когда новые события не сбивают с
погружения в старые, а потребность в многократном прокручивании
пережитого находит место и время. А самый класс – когда находится еще и
воля записать, зафиксировать это состояние. Публикуя сегодня
размышления учителя о препятствиях на пути учения, об отсутствии
надежной мотивации, мы вспомнили Симона Соловейчика: «Желания –не одно
из проявлений личности, желания и есть сама личность… вне
направленности на что-то без нужды/цели нет личности». Что вспомнили, о
чем подумали вы?
Об одном «справедливом» условии учения
«Чтобы научиться чему-то, этим надо заниматься» – тезис,
казалось бы, бесспорный. А как же: невозможно научиться считать, не
занимаясь счетом; невозможно хорошо решать задачи, не решая их много и
часто, и так далее. Но есть тут одно препятствие: количество опытов не
спасает. Перед нами условие необходимое, но не достаточное. Однако в
работе многих учителей, особенно педагогов начальной школы, неявно
сквозит: практика, практика, ничего кроме практики, «делайте, потом
поймете». Что за этой позицией? Учитель вырабатывает автоматизм навыка,
поэтому для оценивания результата он только и делает, что предоставляет
обратную связь по ошибочным действиям ученика. Это для ученика очень
неполезно, однако у учителя хорошо срабатывает при обучении простым
умениям. Но в случае обучения более сложным вещам, увы, это
оборачивается фактическим отсутствием обучения.
Для наглядности обратимся к конкретике обучения «более сложным вещам»,
к работе в группе, например. Достаточно ли поделить класс на группы,
чтобы дети начали там работать? Нет, я видел и легко могу представить
кучу ситуаций, когда такое деление ни к чему не приводит и ученик не
учится работать в группе, хотя бы его туда сажали каждый урок.
Во-первых, потому, что результатом учитель берет не параметры «работа в
группе», а учебный материал, который группа прорабатывает. Критерии
успешной работы в группе ему неизвестны, отслеживать их – ниже его
достоинства. И это у нас первый глобальный «затык»: не видеть ребенка
дальше, чем «Петя сегодня был старательным».
Почему дети, в отличие от огурцов, плохо поддаются засолке
Второе. Если дети чем-то занимаются и регулярно получают
обратную связь по результатам того, чем именно они занимаются, то дети
обязательно научатся это делать. Большой вопрос: сохранится ли у них
склонность «это делать» – писать, решать, рассказывать, читать,
придумывать – и в дальнейшем, без специального воздействия.
Только в одном случае сохранится: если то, чем дети занимаются, им
самим хочется делать. Если это им нравится. Я сам это понял недавно,
вдруг: условие «хотеть учиться» выступает глобальным критерием всего
происходящего в школе.
То есть если дети занимаются тем, чем не хотят, – это основание для
внесения изменений в процесс.
То есть, если дети не хотят учиться, педагоги обязаны позаботиться о
том, чтобы желание заниматься тем, чем они занимаются, возникло.
Но вернемся к примеру выше: допустим, ученик не хочет работать в
группе. Вот сидит – и не хочет. Да, можно сделать так, что он будет в
ней работать: таковы наши правила, дорогой. Учитель или сам класс ему
навяжут должное поведение. Но захочет ли ученик действительно работать
в этой группе? Захочет ли, например, предоставить в процессе этой
работы сведения о собственном состоянии (надежды, продвижение,
настроение), без чего групповая работа обесценивается? Захочет ли
ученик работать в группах потом, или у него сформируется негативное
отношение к этому?
«Они должны – и баста»
Когда мы этими вопросами – «захочет/не захочет» – не
заморачиваемся, мы попросту плюем на ученика. А равнодушие учителя –
большой порок. И хотя слов про мотивацию сказано выше крыши, а по сути,
если копнуть, мотивом все равно остается одно: дети должны что-то
делать, а учитель добиваться – не мытьем, так катаньем. Такова наша
педагогическая традиция, и тем учителям-одиночкам, которые ее нарушают,
приходится не сладко. Меня вот постоянно обвиняют в прекраснодушии,
типа «Манилов».
Допустим. Но вот входит в класс реалистка Марьванна и начинает
мотивировать детей на решение задачи: «У Маши есть проблема: на сто
рублей купить того-то и того-то. Поможем Маше? Конечно!» – и пошли все
помогать, раскручивая учебную ситуацию на основании условного мотива.
Есть у ребенка право не желать помогать условной Маше? Не-а, какое там.
Надо решать, так при чем тут странная помощь Маше (Пете, Ване,
инопланетянам с планеты Плюк)? И вот такие «мотивации» у нас в ходу. Их
пруд пруди. И это не прекраснодушие.
Как не стать погонщиком мулов
Подлинное воспитание желаний начнется тотчас, если отбросить
формальные отношения и проявить внимание к окружающему – к тому, что
подвижно и стремительно, в том числе к себе. А лень – лень напрягаться
душой. Но давайте хотя бы склонность к этому поддерживать, раз не
хватает пока ресурсов. По-моему, тут-то и вырисовывается задача для
учителя: воспитание в себе чуткости к ходу дел в классе: к своим
словам, к детям, к учебному материалу.
По крайней мере так я формулирую для себя и нахожу такую стратегию:
быть рядом с детьми, делать что-то вместе с ними и так становиться
лучше. Ведь если нет внутренней направленности стать лучше, то нет
оснований, чтобы что-то делать. Да и с детьми в таком случае оставаться
незачем, буквально – нечего делать. Дети тянутся к тем, кто воспитывает
себя сам, а не к тем, кто показательно воспитывает других и шастает в
роли царя и бога.
Глядя в себя, я понимаю, как много мне нужно пройти. Хотя, пожалуй,
даже само это расстояние не представить. Дорога учителя все время
скрывается за поворотом…