Сильный учитель. Образ притягательный, но...
Вот пишут: «Хорошо
поставленный голос, строгий взгляд, быстрая реакция… только такие
учителя добиваются успеха в школе. Сильные учителя! У них все хорошо.
Дети любят, родители уважают, результаты ЕГЭ выше средних по району.
Они никогда не будут работать по-другому. Зачем? У них все хорошо!
Сильные учителя – тупиковая ветвь школьной эволюции. Чтобы поменяться,
чтобы работать по-другому, надо пережить ситуацию, когда “ничего не
получается” и дети “ничего не хотят”…» – директор школы, между прочим,
пишет. И берет Окуджаву в аккомпаниаторы: «Знать, надо вымокнуть до
нитки…»
Что же ему так грустно, когда всем весело, а у людей все хорошо? Какsие
такие «заколоченные калитки», к которым надо « руки протянуть» (слова
из песни, к которой нас отсылает автор текста)?
И с чего такая неприязнь к сильным учителям: «тупиковая ветвь школьной
эволюции»?
…Наверное, претит маска. Образ идеального учителя снят,
освоен, закреплен. Сама простота работы в маске (меньше усилий) может
огорчать вдумчивого человека: с виду эффектно, а ни о чем. Но дети
легко «ведутся» на образ сильного, уверенного человека. Им кажется, он
гений, хотя увлеченность таким примером вряд ли на пользу.
У них всегда все правильно: и почерк, и дикция, и идеально белый
носовой платочек. Основа их авторитета – недосягаемость.
Просто невозможно столько знать, так говорить, так себя нести. Никто не
смеет прекословить. Как следствие – никто не смеет находиться рядом и
быть собой, оставаться вне сравнения и влияния.
Вот тут, наверное, и кроется разгадка плохого хорошего учителя: он не
для детей. Он-то как раз «от детей» как можно дальше, и нет никакого
противоречия в том, что дети его любят. Любят и солнце на небе, и
ледоход на реке, и сильного учителя обожают. Но трудно представить,
чтобы и все другие взрослые прошли по жизни ребенка вот так, без
проблеска подлинности, без настоящей заинтересованности. Светили и не
согревали, манили и не касались.
Верно, предпочтительнее образ рук, протянутых к заколоченной калитке (к
чему нас отсылает автор парадоксального письма), – вполне себе
педагогическая метафора.
Но точно ли для того, чтобы стать полезным для детей человеком, учителю
необходимо хлебнуть горюшка, попасть в патовую ситуацию или еще как-то
претерпеть в жизни?
А если просто: сойти с котурнов, отвязать латы, щитки, снять каску,
убрать подальше бронежилет, все эти наши учительские виртуальные
доспехи для повседневной носки, все многочисленные средства самозащиты,
в том числе агрессивный лексикон и инфинитивную грамматику, – и
вынести, выкинуть.
И стать тем, чем являешься, каким создан ведь для чего-то...