ОСТОРОЖНО, ДЕТИ
Трудная служба примирения
Культура разрешения школьных конфликтов требует особых навыков и методик. Одна из них – программы восстановительной медиации
В середине июня в Московском психолого-педагогическом
университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция
«Развитие арсенала восстановительных практик в работе с конфликтными и
криминальными ситуациями». В рамках конференции важнейшее место
занимало обсуждение теории и практики, перспектив и проблем школьных
служб примирения, которых в настоящее время по всей России существует
уже около шестисот, и в прошлом году они провели более двух тысяч
восстановительных программ.
Принцип капитанши
…Каждый из нас со школьных лет по хрестоматийной повести
«Капитанская дочка» запомнил эпизод трагикомического «правосудия»
капитанши Василисы Егоровны: разбери, кто прав, кто виноват, да обоих и
накажи. Читая об этом у Пушкина, мы все – и дети, и взрослые – понимаем
несправедливость такого подхода. Карательного! Но при этом мало кто
замечает, что в собственных действиях мы большей частью именно его и
реализуем. Во всяком конфликте сталкиваются две стороны, и только в
исключительных случаях одна из них абсолютно права, а другая абсолютно
виновата. Как говорится, для драки нужны двое. И если мы, взрослые,
беремся за разрешение ситуации между поскандалившими или подравшимися
мальчишками и девчонками, то, увы, результат предсказуем: все участники
получат наказание.
«А как же иначе? – воскликнут многие. – Заслужили!»
Это и есть карательный подход. Но ведь цели воспитания не в
том, чтобы непременно покарать провинившегося ребенка, не в том, чтобы
ни один проступок не остался без наказания. Да, наказание –
неприятная, но подчас неизбежная воспитательная мера. Однако у нее
слишком много негативных последствий, как и во всяком жестком, силовом
вмешательстве. Обиды остаются обидами, синяки – синяками, а
наказанные начинают считать себя жертвами – непонятыми, нелюбимыми и
несчастными. Восстановительная медиация предлагает принципиально иные
пути разрешения конфликтов.
Антон Коновалов, руководитель направления «Школьные службы примирения»,
не устает объяснять: «Те способы реагирования на конфликты, которые
обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют
подлинные конфликты неразрешенными. Практика школьной жизни не всегда
способствует социализации подростков в плане освоения навыков общения,
культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей
взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам
избавиться от ненависти, озлобления и других негативных переживаний.
Помогает самостоятельно разрешить ситуацию – или возместить ущерб,
загладить обиду. Помогает избежать повторения подобных происшествий в
будущем».
Программы примирения нацелены не на кару, а на то, чтобы преодолеть
возникшую между детьми враждебность и привлечь самих конфликтующих
школьников к устранению случившейся беды.
Обвинений не будет
Инструмент школьных служб примирения – восстановительная
медиация. Инструмент сложный, «умный», требующий от того, кто станет
его применять, не только хорошей методической подготовки, но и доброй
воли, душевного тепла, терпения и человеколюбия.
Важнейшая ценность и цель восстановительной медиации – очеловечивание
взаимоотношений. Ведь всякий конфликт, а тем более ситуация с
противоправными действиями, приводит к тому, что стороны конфликта
вольно и невольно начинают видеть друг в друге только плохое,
озлобляются, упорствуют и зачастую уже не способны разумно воспринимать
ни собственные действия, ни действия другой стороны. Вовсю накаляются
эмоции, причем исключительно негативные. Но восстановительная медиация
может помочь. Как? Разберем по этапам.
Медиатор – то есть посредник, примиритель, ведущий – узнает о конфликте
и решает, подходит ли он для работы с использованием восстановительных
программ. Какие тут критерии? Простые и очевидные. Первый – стороны
конфликта известны. Второй – в случаях, когда одна сторона считает себя
обиженной, а другую – обидчиком, обидчик признает пусть не вину свою,
но хотя бы свое участие в событиях. Но чаще всего обиженными считают
себя обе стороны, обе не отрицают случившееся, но истолковывают его
принципиально по-разному.
Тут и вступает медиатор, организующий подготовительный этап программы.
Кстати, медиатор – это не обязательно один человек. Даже лучше, чтобы
их было двое: чего не заметил один, заметит второй. Когда утомится
один, второй поддержит.
На подготовительном этапе медиатор привлекает конфликтующих ребят к
восстановительной работе. Принцип восстановительной медиации – полная
добровольность. Какое-либо принуждение к участию в восстановительной
программе – это ошибка. Но что же делать, если обидчик или обиженный
уперлись, злятся и не хотят, чтобы им помогли встретиться и помириться?
Не принуждать. Применить «челночную дипломатию». Встречаться с каждой
стороной по отдельности. Дать высказаться, «откипеть», выплеснуть
эмоции.
В том-то и дело, что конфликтующие дети и подростки на самом деле очень
хотят, чтобы им помогли. Но они боятся и не верят: они слишком привыкли
к тому, что вместо помощи получат унизительное, жестокое
«разбирательство» с карой обеим сторонам в результате.
Очень важный, тонкий момент подготовительного этапа – убедить ребят,
что медиатор – не прокурор и не судья, что он их не на «суд» тащит, что
обвинять их и приговоров им выносить не будет. А что он будет делать?
Обсуждать разрешение проблемы, выход из неприятности. Нацеленность на
выход из тягостного положения устанавливает для медиации два
ограничения, два «нельзя», которые воспринимаются и родителями, и
педагогами с немалым трудом, так как все мы привыкли относиться к
решению любой тяжбы по типу «суд – приговор». Итак, первое: нельзя
искать виноватого. Второе: нельзя выяснять все досконально.
Можно и нужно другое. Сфокусироваться на проблеме в конструктивном
плане. То есть ответить на три взаимосвязанных вопроса: 1. Что волнует
каждую из сторон в этой ситуации? 2. Как им хотелось бы ее разрешить?
3. Какие шаги обе стороны конфликта готовы предпринять для исправления
положения?
Пять шагов навстречу друг другу
Обычно у каждой из конфликтующих сторон оказывается много
предубеждений против «противника». Типичные предубеждения: «да он и
разговаривать не захочет!», «да ему все равно!», «да ему никого не
жалко!», «да он всегда такой!», «да с ним вообще невозможно иметь
дело!».
Обиженные, огорченные, страдающие дети, которые сгоряча уверены, что
другой – злодей. «Он всегда такой! Это я хороший!»
Такую установку прежде всего и стремится исправить медиация. Медиатор,
образно говоря, строит лестницу, взбираясь по которой конфликтующие
школьники все больше узнают о себе и друг о друге, и это знание
помогает им справиться с бедой. Каждая ступенька этой лестницы помогает
сделать шажок в сторону исправления отношений.
Пять ступенек этой лестницы в теории восстановительной медиации
обозначаются так:
1. Понимание своих собственных чувств, своего состояния и
своих причин для случившегося.
2. Понимание чувств, состояний и оснований другого человека.
3. Осознание последствий конфликта для себя и для другого.
4. Восстановительные действия, позволяющие изменить отношение
друг к другу.
5. Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск
решения и его реализацию.
Здесь очень важно, чтобы эти «шаги по лестнице» делали сами
участники конфликта. Да, типичным оказывается то, что мальчишки и
девчонки поначалу боятся ступить на восстановительную «ступеньку»,
стремятся свалить ответственность на противоположную сторону, или на
стечение обстоятельств, или на случайность, или на что угодно. Но в
основе такого сопротивления лежит страх перед карательным подходом.
Дети боятся. Они привыкли: накажут. Они уверены: если признать, что и
сам был неправ, то накажут сильнее. Или не только накажут, но и
заставят унизительно, публично, долго извиняться. А как после этого
жить? Засмеют, задразнят…
Все эти сложности, страхи, подозрения неизбежны и объективны, когда
службы примирения только начинают свою деятельность. Если первые
примирительные программы уже благополучно состоялись, то ребята
понимают главное: их не станут карать и унижать. И медиатор никому
никогда не расскажет о том, что было во время примирительной работы.
Хотя надо заметить, что одно исключение все же есть: если во время
восстановительной медиации откроется информация о готовящемся
преступлении, об угрозе чьей-либо жизни, то медиатор ставит участников
в известность, что эта информация будет разглашена. Но это именно то
исключение, которое подтверждает твердое правило.
«Важно, чтобы здесь работали сами школьники»
Когда каждая из конфликтующих сторон понимает, чего хочет
сама, и признает, что другая сторона – не злодейский злодей, а тоже
человек со своими эмоциями и ошибками, тогда начинается конструктивное
обсуждение того, как исправить беду.
Какие выходы возможны и к каким последствиям они приведут? Как
загладить вред или обиду? Что делать, если такая ситуация повторится?
Как сделать, чтобы такие ситуации не повторялись?
Предпоследняя фаза примирительной программы – зафиксировать достигнутые
результаты и договоренности. Это может быть устное соглашение, а может
быть настоящий письменный договор, который конфликтовавшие – а отныне
помирившиеся – стороны скрепляют своей подписью. Опыт работы служб
примирения свидетельствует, что подписавшие договор вчерашние «враги»
нередко становятся настоящими друзьями: ведь в ходе примирительной
программы они хорошо и близко, в интересных и доверительных условиях
узнали друг друга.
Заключительная стадия примирение – обдумывание всего случившегося и его
результатов. Полностью ли удовлетворены все участники? Не осталось ли
чего-нибудь недоговоренного? Как теперь складываются отношения и
выполняется договор? Что нового, важного для себя узнали ребята в ходе
работы? Рассказали ли про медиацию своим друзьям? Посоветовали бы
друзьям и знакомым обратиться за помощью к медиаторам? А может быть,
сами захотели бы овладеть навыками восстановительной медиации?
«Это принципиально важно, – объясняет Антон Коновалов, –
чтобы в службе примирения при поддержке взрослого куратора работали
сами школьники. Почему? Подростки лучше знают ситуацию в школе.
Ровесникам больше доверяют, поэтому расскажут то, чего никогда не
доверят взрослому. Деятельность в качестве ведущего меняет самих
подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть
разные точки зрения, помогать договариваться, находить взаимопонимание.
Наконец, это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий
взрослых – по разрешению конфликта – передается самим детям».