Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Олейников Алексей

Принять нельзя отказать

Депутаты хотят законодательно закрепить принцип территориальной доступности школ

Новый законопроект законодательно закрепляет право школ в первую очередь принимать детей  из близлежащих домов или тех, чьи братья и сестры уже обучаются в данной школе, а также сирот и детей из многодетных семей.

Как известно, подобная практика уже давно существует не только в столице, но и во многих регионах. С 1 января 2011 года московские власти приняли поправки в Закон «Об общем образовании города Москвы», где узаконили этот приоритетный принцип приема в школы.
А в марте нынешнего года московский Департамент образования выпустил приказ, в котором обязал окружные Управления образования закрепить за каждой школой определенную территорию. Однако 13 апреля Мосгорсуд по иску прокуратуры отменил эти нормы закона. По мнению прокуратуры, такие льготы нарушали равенство прав граждан.
Налицо противоречие. В Федеральном законе «Об образовании» о льготах при приеме в школу не говорится ничего. Однако по нормам СанПиНов расстояние от школы до дома ребенка должно составлять не более 500 метров (или 15 минут на транспорте в одну сторону). Но при этом тот же СанПиН указывает максимальное число детей в классе – 25 человек, что позволяет директору отказать родителям в приеме в школу их ребенка. Куда принимать, если все классы укомплектованы?
Московская дума опротестовала решение Мосгорсуда в Верховном суде. И судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, рассмотрев кассационную жалобу столичных депутатов, отменила решение Мосгорсуда от 13 апреля и вернула прежний порядок приема детей в первые классы московских школ. Это означает, что на решение судебной коллегии будут ориентироваться все российские суды, рассматривая схожие дела.
Видимо, чтобы подобные дела не возникали вовсе, депутаты-единороссы решили поправить Федеральный закон «Об образовании».
По словам одного из авторов законопроекта, председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, поправки призваны устранить противоречие между СанПиНами и федеральным законом. Сегодня государственные и муниципальные школы обязаны принимать всех детей, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Однако при этом органы самоуправления не могут определять эту территорию.

– Надо уточнить, что понимается под «определенной территорией», и установить полномочия органов местного самоуправления по закреплению территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями, – пояснил Григорий Балыхин в интервью «Российской газете». Согласно поправкам «ребенок сможет поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением».

Также по законопроекту органы местного самоуправления должны будут вести учет не только будущих школьников, но и детсадовцев. Если поправки успешно пройдут чтения, то новая редакция Закона «Об образовании» вступит в силу с 1 января 2012 года.

– Территориальный принцип применяется во многих вполне цивилизованных странах, но не к старшим классам, – заметил в интервью «Российской газете» Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве. – Это правильно, потому что возить первоклассника через весь город трудно. Во-вторых, поправки дают возможность на законных основаниях принимать в школы детей, у кого здесь уже учатся братья и сестры. И это тоже правильно. Не может же мать четверых детей развозить их по разным школам! Повезет и некоторым категориям льготников. А если здесь останутся свободные места, никто не запрещает принимать детей «со стороны». И если в эту школу стремятся дети со всего города, открывайте дополнительные классы. Это решение – серьезный сигнал руководству образованием: необходимо выравнивать уровень школ.

– Идея преимущественного поступления детей в близлежащие школы имеет право на существование, – высказался зампред Комитета ГД по образованию Олег Смолин. – Однако преимущественное право одних детей не должно означать запрета для других. Также следует понять, что подразумевается под территориальной доступностью. Если ребенок прописан в одном месте, а живет с родителями или другими родственниками в другом, то он должен получить право преимущественного поступления в школу по месту жительства, а не прописки. Ну и наконец, это право не должно относиться к образовательным учреждениям с программами повышенного уровня сложности – таким как гимназии, лицеи и школы для одаренных детей. Иначе теряется смысл в их существовании. С подобными оговорками данный законопроект можно принять.

Рейтинг@Mail.ru