ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
«Не вижу удовольствия, один сплошной рев!»
Родители думают, что дают ребенку все. А ему достается только на орехи...
Со всех сторон твердят об опасностях, и сегодня родителям не
надо ломать голову, чтобы найти, от кого защищать ребенка. Злые
воспитатели, вероломные доктора и прочие
недоброжелатели занимают наше воображение, между тем мы повторяем
классический сюжет голливудского блокбастера: увлеченные внешним
врагом, упускаем внутреннюю проблему.
И все у нас будет правильно!
Итак, о главном враге современного детства, об ожиданиях
родителей. Родителей поколения, которое еще в младенчестве получило
«прививку успешности». По большей части нас воспитывали очень
старательно, отдавали в спецшколы, учили музыке и рисованию, потом
устраивали в вузы на модные факультеты. Нас готовили к жизни в новой
стране, на нас возлагали большие надежды. Нас приучали к тому, что
нужно ставить цели и идти к успеху.
И вот многие из нас уже становятся родителями, но и в семье нет сил
отказаться от схемы «хочу – значит, получится». Трещит семья, страдают
дети.
Я вот уже два месяца являюсь свидетелем драматичной и, увы, типичной
истории.
Моя знакомая, долго мечтавшая о ребенке, наконец-то стала мамой. Во
время беременности она прочитала все что можно по воспитанию ребенка,
составила себе новый режим дня, просчитала рацион кормящей матери,
написала целую кипу памяток о том, как и что делать с ребенком,
нарисовала маршруты прогулок – короче говоря, она основательно
подготовилась к тому, чтобы стать хорошей матерью.
Когда же они с новорожденной дочкой остались наедине, счастливая мать
оказалась на грани нервного срыва, а причина – младенец решительно
отказывался быть таким, какого она ждала: не желал закаляться,
постоянно мерз, грудничковое плавание вообще отверг, а кроме того,
оказался домоседом и не выносил долгих прогулок.
Мама же, спортивная, одержимая здоровым образом жизни девушка, не
сдается, стоит на своем, лишь сетует: «Сегодня опять пытались
приучиться к закаливанию. Но не вижу удовольствия, один сплошной рев.
Завтра все равно буду пробовать. Надо проявить упорство, и тогда все
получится, ведь я хочу, чтобы у нее все было хорошо!»
Подумать только, девочка только что родилась, а к ней уже предъявляются
претензии: мамины аттракционы ей не в радость! Ребенок терпит
ежедневный стресс, чувствует недовольство матери оттого, что «все пошло
не так». А подумать – ведь в первые месяцы жизни у крохи есть дела
поважнее, чем стараться нравиться взыскательной маме.
Вы у себя дома, а не на экзамене
Выходит, проект, продуманный до мелочей, выученный наизусть и
проверенный многократными прокручиваниями в голове, родителям милее,
чем ребенок. Главное, проект понятнее, чем ребенок. Тут одно из двух:
или отречься от живого чада, или согласиться, что проект работает где
угодно, но не дома; на производстве чего угодно, кроме детей.
Как спасти ребенка от наших продуманных логических построений? Без
правил, конечно, все равно не обойтись, а вот без родительской
одержимости ими – можно.
Ребенку скучно то, от чего вы приходите в восторг? Не навязывайте.
Он боится чего-то, а вам это непонятно? Не ломайте.
Вам вкусно – но это не всеобщий критерий. «Надо ходить с ребенком в
музеи» – вы сами-то уверены? И так далее. Никаких священных
целей, беспощадного разрушающего оценивания, догматического «надо, для
твоего же блага – надо».
Но вот сценка с натуры: на выходе из музыкальной школы десятилетняя
девочка, скрипачка, долго-долго говорит с мамой по мобильному телефону.
Она отвечает на вопросы о том, почему ей на прослушивании поставили
четыре: «Нет, я не волновалась. Нет, выспалась хорошо. Нет, дело не в
пятом пальце…» – и так далее. Несколько раз девочка говорит, что
устала, не хочет ничего объяснять и «давай лучше вечером». Но мама
словно не слышит ее настроения, и все начинается сначала: не
волновалась, нормально играла, не сбилась, палец ни при чем…
наконец девочкино рыдающее: «Да не знаю я, не знаю!»
Что происходит с мамой? Ей крайне важно понять, почему игра дочери была
неидеальной, где ошибка, в чем оплошность – на этом она готова
сосредоточиться, на недоразумении, которое надо срочно обнаружить и
исправить. Не на ребенке.
В их жизни, по-видимому, нет места для безмятежности.
Да и для многих родителей ребенок – предмет гордости. Конечно,
гордиться детьми естественно, но видеть в ребенке предмет – ну…
совершенно непозволительно.