Как будет «морж»?
Воспоминания учительницы английского языка, благодаря которым учебный год уходит не по-английски
Сегодня я даже рисовала, и это было странно –
рисовать что-то не на доске, чувствуя гвалт за
спиной, но на листе, пастелью, похожей на сухой мел. Пастель
ломалась, я рисовала быстро и неаккуратно, но так приходила в
себя.
Вспомнилось, как мы с детьми ходили в театр на «Трое на
качелях». Сперва они спрашивали, где качели, но утешились «волшебным
холодильником», который, как волшебная лампа Аладдина, выдает
все, что ни попросишь. Волновались весь спектакль: почему они только
сигареты, шоколад и спрайт там нашли? Там надо было торт или
курицу заказать! Нет, надо же убедиться, что холодильник волшебный!
Вспомнилась защита их проектов. Что сказать про это до-о-олгое
мероприятие? Пытка та еще: сидишь и молчишь полтора часа, пока твои
дети барахтаются в неглубоких волнах моря знаний. Молчаливо наблюдать
за их утопанием очень сложно. Не сильно скучно, но и не сильно весело.
Когда-то мой одноклассник Лева поступал в первый класс и его мама
подглядывала в дверную щель, и когда увидела, что Лева не может
пропрыгать на одной ноге по классикам, ворвалась в класс: «Лева!
Смотри! Это же так просто!» – и запрыгала, запрыгала. Так же и я
постоянно подавляла в себе желание прыгать – не за всех, но несколько
раз. Не сумела я все предугадать.
Лучше всех получилось у Д. Его речевые ошибки пару раз щелкнули по мне
током, но в целом было неплохо, т.к. он писал по литературе, а там
доказывать ничего не надо. У меня с этим так плохо, что я когда-нибудь
сдамся: не хочу ничего доказывать. Вот он и попался на Пушкине, который
«не был в тех местах, которые описывал, когда работал над ”Евгением
Онегиным“», – это было из книжки списано, а не придумано, но эта книжка
должна была лежать рядом, с закладкой. Не лежала.
Н. отвечала на вопрос «кто вообще эти “мы” в вашей работе?»,
отвечала честно:
– Я и Анна Андреевна!
– Вы собрались в Грецию?
– Ну... мы бы не против, если бы...
– А что значит «обнаружение Трои под холмом...» – это буквально?
– М-м-м, сейчас-сейчас, это... это у каждого должна быть своя Троя! Вот!
Вывернулась. А я оценила все свои промахи и порадовалась, что косяков
собрала больше, чем дети – это радует.
Зато как мы готовились! «Почему вы не можете ответить на эти
вопросы?» – «Потому что надо было книжку прочитать, а я ведь
не прочитал»... «Я просила вписать книги в скобки, где они?» – «Ой, я
их забыла что-то»... «А где ваша работа?» – «Она есть, но я не могу вас
к ней допустить, так как мне нужно сперва ее увидеть, понимаете?»… «Что
ж, можете написать речь, раз не написали работу». – «Я просто
не знаю, как собрать, у меня много-много кусочков, но как их соединить,
я не знаю».
…Вспомнилось, как однажды отобрала у М. плоскогубцы. Или пассатижи. Не
знаю, не имею удовольствия знать. Главное, М. такой ма-а-аленький, а
эти самые... были такие большие, и вместо того чтобы извлечь их из
детских рук и вслух изумиться: «Ой, что это, а?!» – я просто подняла их
вверх и сказала, что применю это к Р. и к Ш. на последней парте. Так
вот: эти пассатижи (или плоскогубцы) сгладили мне половину урока. Как и
все другие «посторонние предметы», я положила их в свою сумочку с
бантиком, а в конце урока выдала обратно.
…И такой был момент: третий класс наконец-то выучил «By the waters of
Babylon», и мы смогли это петь, тут Б. вдруг спросила:
– А зачем вавилоняне заточили израильтян в этой своей башне?
На самом деле это я им нарисовала на доске город с башней, чтобы было
понятно, и вот говорю:
– Ну зачем вообще враждующие страны берут пленников, конечно, чтобы
сделать из них рабов.
– И все равно все это очень странно, – медленно покачала
головой Б., обмусоливая кончик карандаша, чтобы вывести странные терема
– в альбомах детей мои город и башня выглядели как помесь Василия
Блаженного и Спаса-на-Крови.
…Провал мой вспомнился: в 1-м классе все принесли любимую игрушку, и у
А. был морж. Божественно прекрасный морж с воистину замшевой мягкостью
складочек, с плавным изгибом спины, двумя белоснежными бивнями и
мягкими карими глазами.
– Как же тебя зовут? – вдруг спохватилась я.
– Она не настоящая англичанка, – сказал вдруг кто-то в наступившей
тишине, – она бы знала, как будет «морж».
Несмотря на то что никогда не утверждала, что была хоть раз в Англии, я
была задета за живое. Ближе к концу урока я вдруг хлопнула себя по лбу
и заорала: «Walrus! walrus! Я вспомнила! – «walrus!»
…И такой момент: я ходила на дом заниматься с Н., там ее младший брат
встречал меня с большими почестями – сперва изображал трупик под
одеялом, изредка вдыхая; а через полчаса выскочил уже в палатке-одеяле
с воплями. Когда он явился уже без одеяла, то вид его заставил меня
восхищенно охнуть: на нем была шляпа (или две, не помню), в руках у
него были чемодан и меч-швабра, а на груди – мигающий красной
лампочкой значок в виде сердца. И только когда он долбил клювом (клюв
из днярожденьешного колпачка) Н. по голове, я просила его не мешать. И
только когда мы с Н. дошли до рисования, ему уже не хотелось шуметь, он
сел с нами.
А под самый конец было: рано утром мы ездили на аллею тополей,
посаженную выпускниками, ушедшими на фронт.
– Тут каждый тополь – живой человек! – убеждала я, а сама
думала: «Ну вот и все. Я честно сделала все, что могла. И больше петь
не могу.
По крайней мере в этом учебном году».
…Дважды водила детей к Вечному огню. Во второй раз я попросила тех, кто
уже тут был, просветить тех, кто не был. Рассказывали Л. и Д., но в
конце выступления М. прибежал откуда-то из голубых елок:
– А капсула – это чё?
– Ты не слушал, что ли?! – завопила Д. – Мы только что все
рассказали! И про медальон, и про капсулу!
– Терпение, – кротко промолвила я, а потом включила голос: «Группа
крови, М.!»
Он на секунду запнулся, а я – холодно:
– Мы вас не спасем.
Называю каждого по имени, ответы разнообразием не отличаются: вторая
положительная, вторая положительная. Пристыдила тех, кто не знал.
– А у вас какая? – хмуро спросили дети.
– Четвертая, – говорю.
Дети почему-то удивились, а я заметила, что моя им не подходит, зато их
мне – в самый раз. Мысленно отметила, что некоторые из них умудряются
ее пить невзирая на медицинские противопоказания.