Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

На площадке, у колодца, через полчаса

В начале лета дадим детям простор идей!

Летом детей больше видно. Они на воздухе. Они играют. Сидя на скамейке, повиснув на рукоходе, бегая по площадке… С их стороны слышится частое «А давайте!». Вообразим, построим, сделаем, пойдем, полетим…
Это кажется невероятным: инициатива пробивается сквозь заорганизованность жизни современных детей и находит отклик в среде сверстников: выдумка, подстройка, принятие чужих правил – все это бытует и высоко ценится в детском сообществе. Еще бы! Нормальная здоровая жизнь человека без творческой деятельности невозможна. Другое дело – не все взрослые это понимают.
Некоторое время назад были опубликованы сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей России и США, они обнаружили неблагоприятную для нас тенденцию: чем старше российский ребенок, тем ниже его показатели креативности. То есть если в 5 лет наш ребенок ни в чем не уступает американскому – ни в оригинальности, ни в эмоциональной гибкости, ни в адаптивности, то к 14 годам вилка расхождений очень большая. Наши дети не дают роста показателей.
Конечно, школа виновата: предлагает работу по образцам, правилам, схемам, у нас почти нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления, самостоятельности.
Но и семья старательно подражает школе. Ни места, ни времени, ни родительского понимания для собственного творчества ребенка дома не находится.
Откуда же взяться уверенности в своей значимости, в интересности своих идей, в том, что самостоятельные пробы и поиски – достойное уважения дело? Без этого конструктивные личностные установки не формируются.
Однако слова словами, а что мы можем здесь и сейчас, в начале лета?
Не мешать. По окончании учебных занятий ребенок затеял перестановку в комнате или в своем уголке: убирает подальше книги, сдвигает мебель, хочет сменить занавески и «наглядность» на стенах. Пусть.
Поддерживать. Решил полностью сменить гардероб – «хочу все новое». Пусть. Но «давай обсудим, что и какое».
Не высмеивать. Взялся готовить завтраки для семьи, придумал сервировку стола. Все странно и нерационально, а может, и невкусно. Пусть.
И так далее: все идеи, которые не причиняют явного вреда окружающим, – «пусть». Свежий пример с дачи. Девочка лет десяти с сумкой, наподобие почталь­онской, подходит к моему забору и предлагает купить билетик на спектакль. Что за спектакль? Они с ребятами придумали и показывают «Общество хорошего поведения» – на площадке у колодца, через полчаса. Детский 5 рублей, взрослый 10.
Как бы вы к этому ни отнеслись, заметьте: это оно и есть, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающему миру, штука очень ценная.
Ответ за вами.

Рейтинг@Mail.ru