На площадке, у колодца, через полчаса
В начале лета дадим детям простор идей!
Летом детей больше видно. Они на воздухе. Они играют. Сидя на
скамейке, повиснув на рукоходе, бегая по площадке… С их стороны
слышится частое «А давайте!». Вообразим, построим, сделаем, пойдем,
полетим…
Это кажется невероятным: инициатива пробивается сквозь
заорганизованность жизни современных детей и находит отклик в среде
сверстников: выдумка, подстройка, принятие чужих правил – все это
бытует и высоко ценится в детском сообществе. Еще бы! Нормальная
здоровая жизнь человека без творческой деятельности невозможна. Другое
дело – не все взрослые это понимают.
Некоторое время назад были опубликованы сравнительные данные по
показателям креативности (творческости) детей России и США, они
обнаружили неблагоприятную для нас тенденцию: чем старше российский
ребенок, тем ниже его показатели креативности. То есть если в 5 лет наш
ребенок ни в чем не уступает американскому – ни в оригинальности, ни в
эмоциональной гибкости, ни в адаптивности, то к 14 годам вилка
расхождений очень большая. Наши дети не дают роста показателей.
Конечно, школа виновата: предлагает работу по образцам, правилам,
схемам, у нас почти нет программ, специально направленных на развитие
творческого мышления, самостоятельности.
Но и семья старательно подражает школе. Ни места, ни времени, ни
родительского понимания для собственного творчества ребенка дома не
находится.
Откуда же взяться уверенности в своей значимости, в интересности своих
идей, в том, что самостоятельные пробы и поиски – достойное уважения
дело? Без этого конструктивные личностные установки не формируются.
Однако слова словами, а что мы можем здесь и сейчас, в начале лета?
Не мешать. По окончании учебных занятий ребенок затеял перестановку в
комнате или в своем уголке: убирает подальше книги, сдвигает мебель,
хочет сменить занавески и «наглядность» на стенах. Пусть.
Поддерживать. Решил полностью сменить гардероб – «хочу все новое».
Пусть. Но «давай обсудим, что и какое».
Не высмеивать. Взялся готовить завтраки для семьи, придумал сервировку
стола. Все странно и нерационально, а может, и невкусно. Пусть.
И так далее: все идеи, которые не причиняют явного вреда
окружающим, – «пусть». Свежий пример с дачи. Девочка лет
десяти с сумкой, наподобие почтальонской, подходит к моему забору и
предлагает купить билетик на спектакль. Что за спектакль? Они с
ребятами придумали и показывают «Общество хорошего поведения» – на
площадке у колодца, через полчаса. Детский 5 рублей, взрослый 10.
Как бы вы к этому ни отнеслись, заметьте: это оно и есть, испытательное
отношение ребенка к себе и к окружающему миру, штука очень ценная.
Ответ за вами.