КОГДА КОНЧАЮТСЯ УРОКИ
Летнее чтение не по обязанности, а по желанию!
Список литературы на лето необходим. Вопрос в том, кто и как его составляет
Любовь, привычка к чтению – пожалуй, один из немногочисленных
результатов воспитания, который можно назвать бесспорным. Стремясь к
его достижению, учителя каждый год раздают в последние майские дни
списки внеклассного чтения. Но далеко не всегда они становятся для
детей путеводителем по миру литературы. Однако работу можно построить и
по-иному. И тогда детская книжка наверняка окажется летом в рюкзаке,
гамаке, чемодане. А чтение станет желанным в походах и летних
лагерях.
Радость не бывает обязательной
У Даниэля Пеннака есть фраза о том, что слово «читать» не
может быть повелительного наклонения. Ну это у них, у французов. На
наших же воспитательных просторах «сядь и почитай! Тебе столько
задали!» звучит не реже, чем «вымой руки» или «выключи компьютер».
Особенно летом. Потому что любой юный российский гражданин знает:
просто так человек не может отправиться в трехмесячную летнюю
беззаботность. Школа как будто страшится выпустить ребенка из поля
своего внимания даже летом.
Видимо поэтому список обязательного летнего чтения вызывает такое
отторжение. Особенно это касается школьников, у которых, мягко говоря,
чтение вообще не вызывает энтузиазма. Никакая обязательность и угроза
проверить в следующем сентябре не принудят их читать. Но, впрочем,
список не встречает восторга и у тех, кто много и охотно читает: кому
же захочется получать удовольствие по чужому выбору и под угрозой
неукоснительной проверки результатов?
«Если тебе захочется почитать…»
Так что же, махнуть рукой на то, читает ли ребенок летом или
нет? Пусть сидит день и ночь у компьютера? Ни в коем случае. Никто не
предлагает забросить книжки на целых три месяца. Просто в этом случае,
как и в других педагогических ситуациях, есть тонкий баланс отношений
между взрослым и ребенком, потеряв который, мы получаем результат,
прямо противоположный желаемому.
И баланс этот задает грань между обязанностью и возможностью.
Кардинально другой вариант внешне выглядит точно так же: список книжек
на фоне грядущего лета. Только мы не требуем, не навязываем, а
предлагаем: если тебе захочется почитать, вот они, самые интересные
книги.
И взяться этот список должен не из учительского стола. Пусть каждая
книжка будет рекомендована лично, а уж каждый потенциальный читатель
решит, доверяет он этой рекомендации или нет.
Тогда составление подобного списка само по себе превращается в
педагогическое действо. Чтобы извлечь из него максимальную
«воспитательную пользу», объявить о предстоящем сборе рекомендаций
нужно заранее. Пусть ребята соберутся с мыслями, а тот, кто совсем не
читает для собственного удовольствия, получит время для приватной
консультации с родителями или знакомыми. Обидно ведь оставаться в
стороне, когда все участвуют, а ты не можешь присоединиться.
Эту форму обогащения других своим читательским опытом можно
использовать уже с первого класса. Ребята охотно советуют друг другу
книжки перед долгим летним расставанием, а после каникул ревниво
интересуются, кто последовал их советам и насколько понравилось.
Для более старших можно чуть усложнить процесс: принимаются не только
личные рекомендации. Пятиклассникам уже вполне под силу опросить
родителей, друзей, знакомых, значимых взрослых о том, какие книжки им
были интересны в одиннадцать-двенадцать лет. У каждого сложится
небольшой перечень. В сумме получается, конечно, большой список, но тем
лучше. Ведь он не обязательный, зато есть из чего выбрать, да еще
напротив каждого названия помечено, кто посоветовал эту книжку.
А уж как интересно будет учителю почитать перечень каждого «Я список
кораблей прочел до середины…», сколько неожиданного мы узнаем о своих
учениках и их ближнем круге.
Простор для самостоятельности
Такой подход – приглашение, а не приказ – практически снимает
еще один негативный эффект традиционного списка внеклассного чтения.
Любое обязательное задание (даже если оно объективно невелико и будет
требовать всего десяти минут в день) непременно воспринимается ребенком
как посягательство на его долгожданные каникулы.
Обратите внимание, кстати. То, что у взрослых и дошкольников называется
словом «лето», школьники воспринимают как «каникулы» – более или менее
короткую передышку между двумя учебными марафонами. Психологически
очень важно, чтобы в распоряжении ребенка было время, которое ощущалось
бы как личное и безраздельно ему принадлежащее. Иначе получается, что
учеба со всей ее обязательностью и принуждением «размазывается» по всем
двенадцати месяцам календаря, а взрослые потом сокрушаются, что дети
растут безынициативные, не умеют планировать деятельность и нести
ответственность за результаты. Откуда же возьмутся подобные умения,
если не создавать пространства для их выращивания…
Список же, совместно составленный как коллективная рекомендация друг
другу, и есть форма свободного и разумного планирования.
Чтобы идея не обесценилась и не превратилась в очередную школьную
имитацию, непременно нужно будет обсудить в сентябре итоги летнего
чтения. Да и вообще это должно войти у ребят в привычку – обсуждать
любое дело, запланированное самостоятельно и случившееся благодаря
общим усилиям.
У малышей такое обсуждение обычно проходит бурно и эмоционально: они
попутно с восторгами по поводу прочитанного сообщают одноклассникам,
где побывали и что нового узнали. Поэтому учителю придется постоянно
возвращать разговор в литературное русло и удерживать тему
благодарности тем, кто рекомендовал книги, – они обычно очень ждут
этого и гордятся, услышав, что «их» книга имела успех.
Начиная с младшего подросткового возраста, можно разнообразить форму
обсуждения. Например, если класс «пишущий», можно дать время для
письменных отзывов, а потом вывесить все тексты в реальной или
виртуальной галерее.
Впрочем, эта форма хорошо приживается и в походе, в летнем лагере.
Просто перед началом нужно организовать разговор о том, кто какую книгу
возьмет и предоставит в общее пользование. Можно заранее составить
список с очень короткими аннотациями. Тогда у каждого будет возможность
примерно спланировать свое чтение на ближайшее время.