УЧЕБНЫЙ ГОД ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ
Оставаться или уезжать?
Разговор с завучем сельской школы, выпускающей в этом году трех человек
Честно говоря, сомнительно – обсуждать жизненные стратегии
молодых людей на языке статистики. Каждая судьба со своим корешком, и
тут конкретные автобиографии более информативны, чем демография. Но кто
же сегодня возьмется за долгие, трудоемкие глубинные исследования?
Дорого, их не заказывают. Но мы не стали ждать у моря погоды, а просто
поговорили с завучем обычной полной сельской школы из дальнего
Подмосковья о судьбах и планах выпускников.
– Правда ли, что дети связывают представление о счастье с переездом в
город?
– Нет, конечно, им дома хорошо, привольно, безопасно. Но
выбора нет: надо ехать учиться, потом как-то устраиваться, потому что
здесь ни работы не стало, ни перспективы получения жилья – хозяйство
несколько лет стоит.
Еще, конечно, от типа личности зависит. Есть дети-покорители, которым в
деревне тесно, все им не к душе, и они очень рано, класса с 5-го,
настроены рубить канаты. Всячески готовят себя к успеху: хорошо учатся,
занимаются во всех возможных кружках, дистантные курсы проходят –
причем любые. Такие, конечно, не в каждом выпуске встречаются, но наши
и в МГУ на мехмат поступали. И движет ими даже не поиск денег или
успеха – им тут понимания, что ли, не хватает, оценки заслуженной…
А еще есть особый возраст, 14–15 лет, когда все разговоры у ребят –
поскорее бы уехать отсюда. Поголовно. Но речь не именно о городе – это
желание отделиться от семьи, сменить среду, начать зарабатывать.
Видимо, какой-то естественный запрос возраста, но ясно же, что все это
невозможно. К 17 годам от этих порывов ничего не остается, теперь они
просчитывают возможности родителей: дорога, питание, жилье…
– И каковы планы нынешних
17-летних?
– Мы в этом году выпускаем трех человек. Один пойдет учиться
на рабочую специальность, а двое – с запросами. Управление, банковское
дело. Пройдут ли? Но даже если пройдут – смущает немотивированность
выбора. Что-то где-то услышали или родители подсказали, а свое «я хочу
быть тем-то» запрятали куда подальше. Но ведь это проблема не только
деревенских – выбирают профессию не по душе, а из соображений пользы.
– А если выбирать по душе,
представим, как было бы?
– Что гадать, девочки домашние, без амбиций, даже несколько
инертные – трудно им будет перестраиваться. Как и большинству: на
выходные студенты приезжают домой и чуть ли не в объятия падают каждому
встречному. И по окончании вуза дом у них тут, пусть даже устроились,
сняли в городе жилье. Тут живут, а там время до выходных коротают.
– Что же мешает им
адаптироваться в городе?
– Стесняются, наверное, из-за этого не всегда могут проявить
свои хорошие качества. Вот вчера 9 класс сдавал устный экзамен.
Говорить – стесняются, как будто это такое интимное дело – говорить о
чем-то небытовом. Только на вопрос, только кратенько. А чтобы «воду
лить» или «себя преподнести» – нет. Тут дети много работают, много
умеют делать руками, за многое отвечают – и это их характеризует
больше, чем речь. И конечно, им дома, среди своих, лучше.
Опять же не всем: представьте, брат и сестра учились примерно
одинаково, но брат вернулся после учебы домой, работает в совхозе,
отстроился и завел семью, а сестра уехала в Петербург и получает там,
кажется, уже третье высшее образование – каково?
– Я не пойму, выбор ребенка
зависит то ли от свойств его личности, то ли от социума; то ли хорошо
жить и учиться в деревне, то ли плохо…
– Сельская школа, конечно, здоровее, терпимее, внимательнее к
ребенку. Другое дело, что особого интеллектуального и творческого
блеска в ней нет. Но есть свобода, самостоятельность, ответственность,
тесное общение – очень ценные вещи.
Правда, и нас переводят на девятилетку – что ж, видимо, кому-то не дает
покоя мысль, что где-то еще осталась неагрессивная образовательная
среда, что человек может быть привязан к родным людям и к месту
жительства, что свежий воздух и труд на земле – это несовременно.