УЧЕБНЫЙ ГОД ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ
Дорогие учителя, дорогие ученики...
С этих слов начинается прощание со школой на любом выпускном вечере. И с них же, увы, начинается прощание со школой для экономистов, оценивающих перспективы сельского образования
«Надо считаться с тем, как складывается выбор выпускников, и
строить образовательную политику, адекватную настроениям населения» –
этими словами Ирина Абанкина, директор Центра прикладных экономических
исследований и разработок ИРО НИУ-ВШЭ, завершала презентацию
масштабного исследования о демографических тенденциях и организации
сетей в российском образовании и приглашала к дискуссии участников
семинара «Новая школа: ключевые проблемы социализации детей и развитие
образования в современной России». Надо. Но обо всем по порядку.
На языке статистики...
В цифрах было представлено то, о чем мы и так знаем:
депопуляция, недофинансирование и избыточность образовательных сетей,
распыление средств, административные барьеры, слабое развитие
транспортных сетей, коммуникаций, отсутствие современной связи.
В центре внимания – данные по проведенному сплошному обследованию
сельских районов нескольких областей страны: изучались жизненные
стратегии выпускников сельских школ.
Цифры: на 1 января 2011 года у нас было 13 млн 218 тыс. 998 школьников,
из них почти 4 млн 3 тыс. 700 – сельских.
Факты: после школы практически никто не собирается начинать работать,
большинство идут в вузы. Но и после обучения свое будущее связывают с
селом только 5% молодых людей. В основном это те, кто не знает
английского языка и компьютера. Задача же большинства – переехать в
город и там закрепиться.
«Для оправдания этих ожиданий созданы все условия, – говорила Ирина
Абанкина, – и в первую очередь – ЕГЭ. Он повышает шансы сельских
школьников изменить свою жизнь к лучшему. Путь простой: в общежитиях
ребята адаптируются к городу, потом найдут хорошо оплачиваемую работу,
снимут или купят по ипотеке жилье…»
На словах – красиво. Главное, перейти от слов к делу, закрепив для
начала этот образ в головах людей. Подоплека-то другая: у нас по
последней переписи 27% населения проживают в сельской местности, тогда
как в развитых странах – 4%. Казалось бы, ну и что, вот такая у нас
страна. Ан нет: очень уж дорого обходится государству обеспечение
социокультурного обслуживания сельских жителей: и школа нужна, и
детский сад, и клуб. Кстати, в сельской местности работают 42% всех
педагогов страны. Дорогие, мол, и не самые качественные учителя.
Еще аргументы в пользу бесперспективности жизни и учебы на селе: «В
сельских школах никто не записывается на технологический профиль, ни в
швейный цех, ни в ветлечебницу. Даже вузы сельскохозяйственной
направленности предпочитают не выбирать». Это согласно проведенному
обследованию. Молодежь не собирается связывать свою жизнь с малой
родиной. И вроде бы это правильно: подстегнуть процесс, в том числе
посредством оптимизации сети школ.
...и экспертных мнений
Конечно, был бы тезис, аргументы подобрать не проблема, хоть
статистические, хоть эмпирические. О несчастных сельских детях, которым
недодают благ цивилизации, говорили в обсуждениях. И в фитнес-клубы-то
они ходить не могут, и к психологу им не записаться, и все культурные
тусовки проходят мимо них – никакой современной жизни (Сергей
Косарецкий)
.А их школы? «Рассадник деградации и неполноценности» (Максим
Дулеев, заместитель министра образования и науки РФ). И это наше
проклятие: инерция. «Люди зубами за школу держатся. Как же, «мой прадед
положил вот этот кирпич на строительстве». Положил. Но теперь-то идет
деградация этой школы. Этой школы и этих детей», – уверен замминистра.И
хотя некоторые возражали: дооптимизировались, мол, уже до того, что в
городских школах вводят третью смену, а пригородные сельские и
поселковые стоят пустые, магистральную идею они поколебать не могли:
будущее сельских жителей – в городе, а жизнь людей в деревне –
распыление бюджетных средств. Школы надо закрывать и делать все для
того, чтобы законных оснований к этому становилось больше. Например,
изменить СанПиНы. Они устарели. Почему это радиус доступности школы 500
метров? Ведь проверили: даже в Москве только 30% детей ходят в школу в
радиусе километра, остальные ездят, и ничего. Или привязанность семей к
школе около дома – предрассудок, не обращать на это внимания. Вон в
Европе: 100 км до работы – это считается нормально.
Тут на ум читателю приходят очевидные опровержения, к ним добавим:
муниципалитет у нас отвечает за подвоз детей в радиусе 5 км, остальные
расстояния покрывайте сами.
«Скажите, это хорошо или плохо?»
Несколько раз заданный, этот вопрос не получил прямого ответа.
Но якобы детям лучше, они, мол, получают современное образование, пусть
в интернате или вставая в 6 утра, чтобы успеть на автобус. И вообще –
уже дальше от родного дома, УЖЕ ближе к городу. Уже формируется нужная
государству личность.
Как рассказала учительница, при переходе в городскую школу сельский
ребенок «притихает», и вчерашний сорвиголова превращается в
пай-мальчика. Почему-то именно эта цель достигается быстрее и прежде
заявленных – обезличить и побыстрее загнать в конкурентные отношения. В
то же время, по словам Ирины Абанкиной, экономический эффект
реструктуризации сети школ не впечатляет: «Школ у нас не особо
убавилось, убавилось количество юридических лиц».
Притом самим школам стало хуже, и сельским, и городским. Говорили:
школу ставят на экономические рельсы, вводят массу искусственных
ограничений. В настоящем бизнесе они были бы быстро преодолены, но
школа все-таки не бизнес, и получается ни то ни се и сбоку бантик.
Не потому ли «подвижек, новых педагогических идей в последние годы нет
– лучшие практики уже имеют историю» (Анатолий Каспржак).
И далее он же: «Единой образовательной политики в нашей стране быть не
может, и что-то в одном регионе работает, а в другом нет не только
потому, что есть разница в ментальности населения разных мест, но
потому прежде всего, что разные люди собираются в администрациях разных
регионов – где с головой, а где дедушки из ”Поднятой целины“».
Меткое наблюдение, но с тенденцией: центр не прочь свалить
ответственность за реформы на регионы, хотя регионы изначально были
согласны менять только то, что нельзя не менять, и взаимодействовать с
тем, что есть, а не со спущенными сверху проектами.