Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Кириллова Светлана

Образовательная лихорадка

Почему поступление в вуз становится для подростков Кореи главным поступком в жизни

Молодой человек в джинсах и красном свитере поставил ногу на стол. Он обращается к юной аудитории. Он смеется. На лицах школьников – оживление, нетерпение, любопытство. Кто-то прыскает от смеха, зажав рот ладонью. Только что им рассказали такое, чего они никогда не слышали в школе. Занятие проводит Ким Сунг Йе, знаменитый южно-корейский репетитор по физике. Школьники, которым не по карману заплатить за место в аудитории репетиторского центра Сеула, принимают лекцию Кима онлайн на своих планшетных компьютерах. Трансляцию проводит частная репетиторская служба Mega-study.net.

Две страсти

Основатель этой знаменитой компании, педагог Сон Йо, в 90-е годы ХХ века зарабатывал 573 тысячи долларов США ежегодно, помогая поступить в вузы детям из богатых семей Сеула. Но в 1999 году пре­успевающему репетитору было, по его собственным словам, озарение. «Что я делаю? – спросил себя Сон Йо. – Я помогаю детям богатых людей взобраться на вершину социальной лестницы, в то время как бедные спускаются по ней все ниже».
В это время он смотрел популярный телеканал «Домашние покупки». «Школьники не должны ходить к репетиторам, – решил будущий создатель Mega-study.net, – это репетиторы должны приходить к ним домой. А дети пусть покупают репетиторов и курсы!»
В 2011 году этот крупнейший в Южной Корее репетиторский центр продает через интернет 2,8 миллиона школьников 2500 курсов. В курсе от 10 до 20 занятий: каждое самое большее по три часа. Один курс стоит около 30–40 долларов США. Каждый курс разделен на подкурсы в зависимости от подготовки учеников. Любой «пробник» можно просмотреть в интернете.
Зарубежные СМИ признают, что это «недорогое, честное образование, доступное каждому».
После создания Mega-study.net газета «International Herald Tribune» отметила: «Многомиллиардная южно-корейская индустрия подготовки к вступительным экзаменам изменилась навсегда. Этот проект объединил две южно-корейские страсти: поступление в вузы и интернет».

Национальная страсть

«Корея – одна из наиболее высокообразованных стран в мире, – не устает подчеркивать газета «Korea Times», – здесь 2 миллиона студентов. Почти половина лиц от 18 до 21 года учатся в четырехгодичных университетах и 700 тысяч – в колледжах. В 60-е годы в Корее было введено всеобщее начальное, в 80-е – всеобщее среднее и в 2000-х годах – почти всеобщее обучение в старшей школе».
Учеба – страсть корейцев. Так, во всяком случае, утверждают они сами.
Перед лицом единого экзамена объединяется вся нация. Работодатели отпускают родителей школьников домой на час раньше, чтобы они поддержали своих детей. В день национального тестирования родителям выпускников любезно предлагается отгул. В это время храмы всех конфессий Южной Кореи наполняются мамами, молящимися за успешную сдачу тестов. Без блестящих результатов государственного экзамена нельзя поступить в престижный вуз. А без диплома престижного университета невозможно сделать успешную деловую, академическую или политическую карьеру.
Поэтому для большинства подростков поступление в вуз – главный поступок в жизни.
Для этого 8 из 10 школьников посещают «хагвоны» – репетиторские центры.
Только в июне 2010 года, согласно регистру южно-корейского министерства образования, науки и техники (до 2008 года – Департамента образования), в Сеуле насчитывалось 28 тысяч лицензированных репетиторских центров для учеников школы всех ступеней. При этом почти каждый школьник является слушателем интернет-курсов в Mega-study.net или на государственном образовательном канале EBS.
Не будем удивляться: мы в Южной Корее, а здесь каждый ребенок начинает посещать репетиторов с детского сада. По самым скромным подсчетам, вложения южно-корейских родителей в репетиторов составляют около 24 млрд евро ежегодно. И эти расходы растут в среднем на 2,8% в год.
Окупаются ли эти вложения?
Ответить на это может человек, которого некоторые считают воплощением «корейской мечты». Зовут его Ли Мён Бак. Выходцу из семьи бедняков, торговавшему с уличных лотков, удалось поступить в Сеульский университет. После этого бывший уличный разносчик получил работу в корпорации «Хендэ», сделал в ней блестящую карьеру, стал мэром Сеула, а затем – президентом Южной Кореи.

Президент против репетиторов

Президентские полномочия Ли Мён Бака истекают в 2012 году. Чтобы завоевать голоса будущих избирателей, президент пообещал неустанно бороться за снижение репетиторских цен. Разве корейский средний класс не проводит всю жизнь в кабале у репетиторов?
СМИ опубликовали статистику: в 2008 году на нужды государственного образования в Южной Корее было выделено 6% от ВВП, а родители вложили в репетиторов, по разным подсчетам, от 3 до 4,3% от южно-корейского ВВП. Позвольте, какой смысл в том, чтобы тратиться на государственное образование?
В 2009 году некоторые официальные лица Южной Кореи заявили о необходимости закрыть репетиторские центры. В случае сопротивления предлагалось даже использовать… военных.
Потом решили поощрить родителей, которые сообщают о нарушениях правил игры на репетиторском рынке. Очевидно, у многих мам и пап наболело…
Весной и летом 2010 года были предприняты рейды по частным репетиторским центрам. Проверили, все ли платят налоги. Оказалось, не все.
Газеты начали выходить с заголовками «Кризис частных репетиторских центров в Сеуле». 2600 «хагвонов» были закрыты. Впрочем, никаких важных потерь индустрия репетиторства не понесла: прекратили работу не более 9% репетиторских центров!
В конце 2010 года появились известия и о первом репетиторе, арестованном за неуплату налогов. «Подпольщик» собирал учеников у себя на квартире (площадью, как уточнили СМИ, 337 квадратных метров). Сколько учеников вмещала квартира, газеты не уточнили, но сообщили, что суммарный заработок педагога составлял минимум 130 тысяч долларов США в месяц.
Акция против репетиторов не вызвала в обществе ожидаемого энтузиазма. Руководители корейского образования назвали планы уничтожить рынок «теневого образования» нереалистичными. Они предупредили, что на месте разрушенного тут же появится новый рынок и цены на нем будут куда выше!
Необходимо не разгонять репетиторов, а расширять программы дополнительного образования и менять систему оценки учительского труда в государственных школах. «В первую очередь правительство должно повысить качество государственного образования, чтобы школьники не нуждались во внеурочных занятиях», – заявили официальные лица.

Самоубийственная школа

Действительно ли ученики южно-корейской школы нуждаются в дополнительных занятиях?
Государственная школа в Южной Корее – одна из самых насыщенных. Даже в средней школе по шесть уроков в день плюс седьмой, вариативный урок, плюс блок «учебного времени» утром перед началом занятий (в это время школьники обычно смотрят ту или иную учебную передачу).
Для поступления в вуз надо сдать ряд предметов по выбору. Главный национальный тест является аналогом американского SAT и состоит из трех разделов: математика, корейский и английский языки. Пройти его можно только раз в году, и это порождает множество стрессовых ситуаций.
Как сообщает газета «Korea Times», 12% подростков, покончивших с собой в 2004–2006 годах, свели счеты с жизнью исключительно из-за школьных неудач.
Один из главных источников стрессов для учащихся – английский язык. Английская фонетика и грамматика даются корейцам (как и японцам) с трудом. Высокие требования теста по английскому языку не соответствуют реальным знаниям, полученным в государственной школе.
Именно поэтому свыше 40 тысяч южно-корейских школьников начинают свое образование в эмиграции.
По данным Сеульского института развития образования, корейские матери увозят маленьких детей в любую англоязычную страну и берутся там за самую низкооплачиваемую работу. Отцы остаются работать в Корее и лишь раз в год навещают семью. Дети ходят в муниципальную школу и учатся говорить по-английски. После того как ребенок овладевает языком, семья возвращается домой. На репетиторах сэкономлено!
Газета «Нью-Йорк таймс» рассказала о жительнице Южной Кореи Ами Парк, которая вместе с матерью живет и учится в Новой Зеландии. Эта маленькая девочка – одна из тысяч южно-корейских «образовательных мигрантов». На снимке крошечная Ами в корейской школьной форме сосредоточенно пытается понять, что ей говорит учительница английского языка. Девочку ждет в Новой Зеландии не радостное приключение, а настоящая эмиграция со всеми ее трудностями, в том числе – бедностью.
В 2007 году только в начальных и средних школах Новой Зеландии учились 6579 юных корейцев – более трети всех иностранцев в стране.
Узнав об этом факте, президент Южной Кореи Ли Мён Бак заявил, что это беспрецедентно и что он нанимает 10 тысяч новых учителей английского языка. Однако этим заявлением дело, судя по всему, и закончилось.

«Подумай о своей маме!»

Впрочем, правительство Южной Кореи не только запрещает. В 2004 году оно вывело на рынок государственный образовательный канал EBS, а в интернете был открыт государственный сайт, посвященный подготовке к вступительным экзаменам. Теперь услугами государственных репетиторов периодически пользуются почти все школьники страны. Но, как отмечает газета «International Herald Tribune», для предпочтительной подготовки к сдаче тестов государственный образовательный канал выбирают редко. Делают это только семьи с низкими доходами и жители сельских местностей.
Несмотря на борьбу правительства с частными репетиторами, доходы Mega-study.net удваиваются каждые два года. Только в 2010 году они возросли на 22% и достигли 195 миллионов долларов США. Что до годичной зарплаты одного из ее преподавателей (с учетом только продажи его телекурсов), сумма, по предположениям СМИ, набегает немалая: 8 миллионов долларов США плюс участие в акционировании.
«Это рынок с очень высокой конкуренцией», – признает Канг Су Хьюн, 36-летний репетитор Mega-study.net. Сам он работает почти круглосуточно, ведя 50 разных курсов по корейскому языку и литературе.
Какой же секрет открыли создатели Mega-study.net?
Первое – ситуация реального выбора. Подростки, покупая курсы, пробуя и ошибаясь, начинают понимать, по каким моделям строится жизнь за стенами дома и школы.
Второе – демонстрация того факта, что в мире образования существует множество прекрасных вещей. Не следует зацикливаться на сдаче государственных экзаменов (как делает корейская школа). Mega-study.net родилась как интернет-магазин и продолжает быть им. Здесь можно купить все, включая вполне бесполезное: например, двухнедельный курс о современной поэзии!
Третье – это педагоги.
«Если у нас возникает вопрос, мы не задаем его нашим школьным учителям, – говорит 17-летний Ле Йе Не, слушатель очных курсов Mega-study.net. – Мы идем к нашим репетиторам и спрашиваем».
И четвертое – использование новых технологий.
Вместо того чтобы проводить время у домашнего компьютера, старшеклассники могут принимать занятия на свои планшетники, гуляя с друзьями или отдыхая на скамейке в парке. Создатели Mega-study.net считают, что подростки достаточно насиделись за восемь часов в школе.
А за посещаемостью курсов здесь следят строго. Если кто-нибудь решает бросить оплаченные родителями занятия, то он получает от администрации строгую SMS: «Подумай о своей маме!»

В статье использованы материалы газет: International Herald Tribune,  New York Times, Korea Times. 

Рейтинг@Mail.ru