ПОВЕСТКА ДНЯ
«Ни о каком переходе на платное образование в рамках школьной программы не может быть и речи»
Премьер-министр Владимир Путин выступил на съезде Всероссийского педагогического собрания
В последние дни мая состоялся VI съезд Всероссийского
педагогического собрания – «Учитель, семья, общество – инновационные
модели взаимодействия». В рамках съезда работали 11 дискуссионных
площадок, на которых обсуждались актуальные проблемы образования:
повышение заработной платы учителей, привлечение в школы молодых
специалистов, обучение одаренных детей, здоровье школьников, стандарты
нового поколения и другие важные темы.
Cоциальный лифт, индивидуальный подход и новые идеи
Во-первых, Владимир Путин подчеркнул, что «система образования
должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь
для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности
и жизни яркой, талантливой, инициативной молодежи».
По убеждению премьера, «государство обязано обеспечить всем юным
гражданам России равные стартовые условия в жизни».
В полной мере это относится и к детям с ограниченными возможностями по
здоровью. «Здесь наша приоритетная задача – сделать так, чтобы
они могли учиться в обычных образовательных учреждениях, не чувствовали
себя с юных лет оторванными, изолированными от общества», – сказал
Путин.
Правда, доля школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда,
составляет всего 2,5%.
Но уже к 2016 году этот показатель, по словам премьера, должен вырасти
более чем в 8 раз – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс.
Во-вторых, глава правительства считает важным, чтобы образовательный
процесс не был обезличен: «Он должен строиться вокруг конкретного
школьника, учитывать его склонности, способности». Именно такую логику,
по его мнению, должны отражать новые образовательные стандарты и новый
закон «Об образовании».
Как подчеркнул премьер, эти базовые документы «эффективно заработают
только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом, станут
результатом широкой и открытой дискуссии».
«Мало совещаться с узким кругом записных экспертов или вывешивать
проекты на официальных сайтах федеральных и региональных ведомств –
такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и
малоэффективна, – считает Путин. – Нужно выстраивать живые
коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые
высказываются родителями или самими учителями».
В-третьих, необходимо сохранять все самое лучшее, чем всегда гордилось
отечественное образование, но при этом, как отметил Путин, «система
просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые
идеи, которые рождаются в мире».
Аварийные школы
и низкая зарплата
Правда, судя по той безрадостной картине, которую нарисовал
глава правительства в своем выступлении, до мировых инноваций
российской системе образования еще очень далеко.
Сегодня в России более 10 тыс. школ требуют капитального ремонта, 20%
школ не имеет системы водоснабжения, 15% – системы
центрального отопления и четверть не имеет канализации, а более 900
школ вовсе находятся в аварийном состоянии.
Именно поэтому правительство приняло решение в текущем и будущем годах
выделить из федерального бюджета по 1 млрд рублей
дополнительно на решение проблем аварийных школ.
Еще 120 млрд рублей будет направлено в регионы на масштабную программу
модернизации российских школ: из них 20 млрд – до 1 сентября 2011 года,
60 млрд – в 2012 г. и 40 млрд – в 2013 г.
Федеральная поддержка должна помочь в максимально короткие сроки
провести качественное переоснащение материально-технической базы школ,
в то время как софинансирование из бюджетов субъектов РФ позволит
проиндексировать на 30% фонд заработной платы учителей с 1 сентября
2011 года. А в течение двух лет зарплата педагогов должна сравняться со
средней заработной платой по экономике в соответствующем субъекте
Федерации.
Тема повышения заработной платы и статуса педагога стала ключевой в
ходе обсуждения на съезде.
И это не случайно: средняя зарплата учителя в России ненамного
превышает 15 тысяч рублей, в то время как по экономике – 22
тыс. 684 рубля.
Но без учета Москвы и Санкт-Петербурга картина выглядит еще более
удручающей. В некоторых регионах, по словам премьера, педагогические
работники получают лишь около 7 тысяч рублей, а начинающие учителя и
того меньше – порядка 5,5 тысячи рублей в месяц.
Между двух огней
В то же время Владимир Путин отметил, что предстоящее
повышение учительских зарплат не должно происходить в условиях
уравниловки.
По его словам, «новая система оплаты труда будет при индексации окладов
учитывать квалификацию и профессиональные качества каждого учителя, его
отношение к работе и стремление повышать свой профессиональный уровень».
Участники секции, на которой обсуждалась эта проблема, также пришли к
выводу о том, что необходимо «привязать индексацию к качеству труда».
Об этом сообщил в своем выступлении на съезде председатель Ростовского
регионального совета ВПС А.Нечушкин.
Правда, как следовало из его рассказа, школы оказались между двух
огней: в тех регионах, где не ввели новые системы оплаты труда (НСОТ),
зарплата зависит от количества часов (а увеличение нагрузки, как
известно, не приводит к повышению качества образования и не
способствует индивидуальному подходу, о чем, кстати, говорил в своем
выступлении Путин); там же, где перешли на НСОТ, есть перекосы: часть
стимулирующих надбавок, по словам Нечушкина, «перетекает к младшему
техническому персоналу или к руководителям образовательных учреждений».
По его мнению, к решению этой проблемы надо привлекать педагогические
коллективы и профсоюзные организации.
Примечательно, что, выступая на недавних парламентских слушаниях по
инженерному образованию, председатель думского Комитета по образованию
Григорий Балыхин откровенно признал тот факт, что «новые системы оплаты
труда во многом себя не оправдывают – и не только в профессиональном
образовании, но особенно в школе».
«Куда ни приедешь, все жалуются на НСОТ и нормативно-подушевое
финансирование», – сказал Балыхин, отметив, что этим вопросом «надо
пристально заниматься».
А пока депутаты размышляют, регионы, получающие миллиарды на
модернизацию школ, должны будут отчитаться перед федеральным центром по
целому ряду показателей, в том числе по введению нормативно-подушевого
финансирования и НСОТ.
Развенчание
мифов
Было бы странно, если бы в своем выступлении премьер не уделил
внимания одной из самых горячих тем – переходу образовательных
учреждений в статус казенных, автономных, бюджетных в рамках скандально
знаменитого 83-го ФЗ.
«Поскольку вокруг этого закона очень много всяких мифов и разговоров,
еще раз хочу подчеркнуть: государство продолжит финансирование
образовательных учреждений в полном объеме, – заверил Путин. –
Хочу, чтобы здесь не было никакого двойного толкования – ни о каком
переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов в
рамках школьной программы, не может быть и речи».
Глава правительства пояснил, что, как и прежде, за счет бюджета в
рамках государственных стандартов должна преподаваться вся основная
образовательная программа. «Любая специализация образования, введение
модульного принципа, профильных классов не должны происходить в ущерб
всестороннему развитию ребенка», – подчеркнул Владимир Путин.
В то же время на заседании профильной секции велись оживленные
дискуссии о реализации 83-го ФЗ. Собравшиеся пришли к выводу о том, что
выиграют те школы, которые не занимаются воспитательной работой,
сокращают психологов, социальных педагогов, других важных специалистов.
В этом смысле директор гимназии «Корифей» г. Екатеринбурга Алексей
Бабетов считает свою школу неэффективной, и в таком положении, по его
словам, находится большинство российских школ.
Кроме того, он считает, что «большая проблема состоит в том, что ни
население, ни школы, ни даже органы управления образованием разного
уровня в целом не понимают и не принимают этот закон».
Прекрасно чувствуя эти настроения, Владимир Путин категорически отверг
революционное предложение первого заместителя главы администрации
Новгородской области Александра Габитова о том, чтобы федеральные
средства (те самые 120 млрд) выделялись прежде всего школам, перешедшим
в статус автономных. (Новгородская область здесь оказалась впереди
планеты всей, переведя в АУ около 85% своих образовательных учреждений.)
Путин сравнил насильственную автономизацию с коллективизацией и дал
понять, что этот процесс должен быть добровольным.
Зато инициативы других участников съезда получили поддержку главы
правительства. Например, по предложению директора школы №15 г. Калуги
Снежаны Терехиной, деньги на повышение квалификации педагогов будут
направляться не в вузы, а напрямую на счета общеобразовательных
учреждений – для того чтобы преподаватели сами могли выбрать площадку
для переподготовки.
Но самое главное, Владимир Путин заверил собравшихся в том, что
обязательно использует каналы «Единой России» для того, чтобы
представители педагогического сообщества были достойно представлены в
высшем законодательном органе страны – в Государственной думе.
Свою долю средств из федерального бюджета получит и ВПС, которая
включена в Общероссийский народный фронт.
Что будет после 2012 года?
Во время одного из официальных выступлений прозвучал робкий
вопрос: дескать, повышение зарплат – это хорошо, но что будет после
2012 года?
Ответ на этот вопрос тем более важен в свете поставленной премьером
стратегической задачи – привлечения в школы молодых педагогов.
Между тем с 2006 по 2010 год число молодых преподавателей снизилось с
6,3% до 5,3%, а доля учителей пенсионного возраста, наоборот, возросла
– с 16% до 18%.
Очевидно, что только за счет повышения зарплаты задачу омоложения
кадров решить не удастся: по мнению участников съезда, необходимы
другие материальные стимулы – гранты, зарубежные стажировки (как это
практикуется, например, в Татарстане) и, конечно, решение наболевшего
жилищного вопроса.
Пока такую льготу (плюс 0,5 млн рублей «подъемных» на 2 года) получили
лишь около 700 учителей – лучших выпускников вузов в рамках пилотного
проекта Минобрнауки
Что же касается решения «квартирного вопроса» в масштабах всей страны,
то ничего определенного Путин пообещать не мог, кроме разработки
региональных программ по строительству жилья экономкласса.
...С большой долей вероятности можно прогнозировать, что съезд
Всероссийского педагогического собрания знаменует собой начало целой
серии встреч представителей власти с образовательным сообществом. На
этих встречах будут звучать программные заявления и обещания светлого
будущего. Насколько реальными и долговременными они окажутся, мы узнаем
после 2012 года.
Всероссийское педагогическое собрание – общественная
организация, которая была создана в ноябре 2006 г. Она объединяет 320
тыс. членов из 73 регионов России. Это учителя, директора школ,
преподаватели ПТУ, техникумов и вузов, представители родительской
общественности и работодателей.