ИМЯ И СЛОВО
Лето имени Коваля
Разбросанные ветром заметки
…И потом
скитаться можно…
Я вот сейчас выйду из мастерской
и пойду за бутылкой водки – это может быть скитанием.
Дело не в том, сколько ты прошел, а в том, сколько пережил за отрезок
пути.
Юрий
Коваль
Строго говоря, Юрий Коваль написал всего одну книгу-путешествие. Она
называется «Самая легкая лодка в мире». Но если смотреть шире, то все
написанное Ковалем – это большое путешествие. Бежит на Северный полюс
свободолюбивый песец Наполеон Третий, за ним – дошкольник Серпокрылов и
Вера Меринова. Капитан Суер-Выер плывет к Острову Теплых щенков. Бежит
по следу хитрованов-мешочников простодушный Вася Куролесов и его верный
пес Матрос. Босиком по снегу бежит в город Курск злодейски ограбленный
гражданин Лошаков. А из Москвы в Ферапонтово едет с друзьями на
«газике» сам Юрий Коваль…
* * *
Когда собираешься написать о близком человеке, с которым
сроднился, то не знаешь, с чего и начать. Ходишь кругами, посматриваешь
то на белый лист бумаги, то на белые облака за окном и думаешь:
«Начинать надо с главного…»
А что главное? Когда любишь, то все для тебя главное. Неглавного просто
нет.
Что ж, тогда надо искать самое главное.
* * *
«Лето имени Коваля» – это слова Юрия Норштейна. Однажды он все
лето читал «Чистый Дор» Коваля, читал и радовался, какая это студеная и
чистая книга. А потом так и сказал Ковалю: «Юра, вы знаете, у нас было
лето имени Коваля… Мы читали друг другу, детям… Вот чтоб вы знали об
этом».
Ах, если бы мы понимали, как это важно: вовремя сказать человеку, что
он – гений. Можно и не кричать об этом громко, а сказать шепотом или
написать в письме. Я тут уже не только о писателях думаю, а – вообще.
У меня тоже было лето имени Коваля, и даже не одно. А потом
была осень имени Коваля и зима с весной – тоже имени Коваля. Но обо
всем этом сказать Юрию Иосифовичу я не успел. И этого не поправишь.
Ужасно обидно… Но есть еще вот эти три точки. Они подразумевают
невыразимую надежду.
«Где человеку кажется, что все кончено, – у Бога только
начинается».
* * *
Вот если бы я прочитал «Недопеска» вовремя, в детстве… Но
«Недопесок» вышел в свет, когда я уже читал запоем Достоевского и на
книжки издательства «Детская литература» смотрел свысока.
О том, что есть такой невероятный писатель Юрий Коваль, я узнал только
в 1994 году. И пока я бегал в поисках разных книжек Коваля и мечтал о
встрече, Юрий Иосифович умер.
Первая вещь Коваля, которая попала мне в руки, – «Приключения Васи
Куролесова». Это была потертая книжка, изданная в Ижевске загадочным
издательством «Странник». Ее подарил мне и моим дочкам странник Володя
Захарин, мой добрый товарищ, объехавший всю страну на электричках или
автостопом.
От Васи мы всей семьей пришли в такой восторг, что я отправился в Дом
книги на Новом Арбате, чтобы поискать там другие книжки Коваля.
Почему-то запомнилось, что это было 10 октября. А год был 1994-й.
И вот поднимаюсь на второй этаж, подхожу к прилавку современной
литературы. Подхожу, конечно, без надежды. Обозреваю полки за спиной
продавщицы. Ничего «ковалиного» не вижу. Что ж, думаю, этого следовало
ожидать. Такие писатели на дороге не валяются. И все-таки спрашиваю на
всякий случай: «А Юрий Коваль у вас есть?» «Да, вот же он». И точно –
лежит книжка: Юрий Коваль. «Опасайтесь лысых и усатых». Чудеса!
Продавщица, заметив мою радость, доверительно рассказывает: «Перед вами
приходила Белла Ахмадулина и взяла три штуки». У меня от таких слов
даже руки задрожали. «Дайте, – говорю, – мне тоже три штуки».
И я, конечно, не пожалел, что взял сразу три книжки. Дарил потом
друзьям.
Прошло несколько лет, и однажды осенью я попал в больницу. Очень жалел
там, что не захватил с собой книжку Коваля. С тех пор я, когда уезжаю
из дома, беру с собой какую-нибудь из книжек Коваля. Особенно удобно
ложится в карман книжка «Когда-то я скотину пас» из библиотечки
«Огонька».
И вот лежу себе в палате, грущу, а желтый клен за окном манит на улицу,
прижимает к стеклу свои солнечные ладони. И тут вдруг приезжает меня
навестить мой редактор по «Комсомолке» Валерий Петрович Симонов и
привозит мне в подарок книжку. Называется «АУА». Автор: Юрий Коваль.
Изучая книжку, читаю: «Составитель – Ю.Файт». Вспоминаю, что тот же
составитель почти у всех книг Геннадия Шпаликова. Какой же молодец этот
Ю.Файт, думал я. К своему стыду, я не знал тогда, что Файт –
прежде всего кинорежиссер, в его фильме «Марка страны Гонделупы» Юрий
Коваль играет и поет, а фильм «Пограничный пес Алый» Файт снял по книге
Коваля.
Проходит десять лет, и жизнь «случайно» сводит меня с Юлием Андреевичем
Файтом. Опять чудеса!
Но это еще не все странные, как говорил Пушкин, сближения. Недавно я
прибирался на балконе и нашел пачку машинописных бумаг. Оказалось, что
это стенограммы летучек в редакции «Комсомолки», которые мой коллега
когда-то оставил в квартире, уезжая на новое место работы. Меня
поселили на его место. Старые стенограммы мне сначала лень было
выбросить, а потом жалко – все-таки история родной газеты.
И вот из вороха этих бумаг я беру несколько листков. «Магнитофонограмма
летучки газеты «Комсомольская правда» от 09.12.1987 г.» Пробегаю
глазами и вдруг вижу упоминание о… Васе Куролесове. Не бред ли это?
Вникаю в суть обсуждения. Оказывается, 5 декабря 1987 года «Комсомолка»
опубликовала фельетон, в котором заклеймила позором автора диафильма
«Приключения Васи Куролесова». Газета обвинила Юрия Коваля в пошлости и
халтуре. Причудливость ситуации была в том, что заметку подготовил
международный отдел в обход отдела литературы по «сигналу» с… Кубы.
Наши люди на Кубе посмотрели диафильм про Васю и посчитали, что образ
советского человека в диафильме искажен.
На летучке дежурный похвалил остроумную заметку, и обсуждение потекло
бы дальше, но тут встал тогдашний сотрудник школьного отдела (а ныне
известный детский писатель) Борис Минаев и сказал, что заметка
неправильная, стыдно так обходиться с такими талантливыми людьми, как
Юрий Коваль.
Кто-то скажет: ну что особенного – кому-то не понравился диафильм, и он
про это написал. Какие пустяки. Сегодня на такую заметку никто и не
поморщится. Но надо вспомнить, каким тиражом выходили тогда центральные
газеты и какие «оргвыводы» иногда делались из самых маленьких заметок!
Известно, что для Коваля разносная заметка в «Комсомолке» была
неожиданным и очень тяжелым ударом. Узнал ли он о том, как бросился на
его защиту Боря Минаев? Хочется думать, что узнал.
Еще в 1957 году Юрий Коваль писал любимой девушке: «Фестиваль (имеется
в виду Всемирный фестиваль молодежи и студентов. – Д.Ш.) наконец
кончился и начались грибы!»
* * *
Сейчас я глянул в окно и вдруг увидел там горы. Настоящие горы
с белыми макушками ледников. Десять минут назад их не было.
А это так вечернее солнце смотрит на дождевые тучи.
Кажется, я понял, что самое главное. Когда я пишу о Ковале, самое
главное – сказать о том, что Юрий Иосифович много раз спасал меня
своими книгами. Они являлись в самый нужный момент.
И через десять минут тучи становились горами.
Коваль менял угол зрения. Тупиковый угол становился добродушным овалом.
Мне удивительно, почему до сих пор доктора не выписывают детям и
взрослым как витамин «1,5 страницы Коваля на ночь», «5 страниц Коваля –
в период обострения», «2 абзаца Коваля перед едой», «полсказки натощак».
Помните фильм «Приключения желтого чемоданчика»? Проза Коваля действует
на читателя, как леденцы храбрости на пугливую старушку, гениально
сыгранную незабвенной Т.Пельтцер.
В каждом рассказе у Коваля – трагизм и утешение, воздух и тайна, смех и
слезы. Коваль явил то, чего совершенно не было в нашей литературе для
детей: юмористический лиризм и лирический юмор. Причем юмор самого
высокого свойства. Татьяна Бек говорила, что юмор у Коваля
«матово-нежный, всегда чуть печальный».
* * *
Кот открыл дверь балкона, и, пока я ходил ее закрывать,
совершился беспорядок. То ли кот, то ли сквозняк разбросал мои бумажки
по всей комнате. Сейчас я их собрал, расположил в задуманном порядке,
но, кажется, что-то потерялось. Чего-то не хватает. Обидно, если опять
не хватает главного.
* * *
Есть люди, которые категорически не вписываются ни в свою
профессию, ни в свое ремесло, ни в свое время. Не то чтобы они больше
всего этого и выше. Нет, просто они несут в себе что-то совершенно
отдельное. Ведь есть отдельно стоящие дубы и сосны. Они растут одиноко
на взгорке или опушке, будто выбежали из леса. Чаще всего именно такие
выросшие на просторе деревья бывают особенно красивыми.
«Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот
день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал
к лесу».