УЧИТЕЛЬСКИЕ ИСТОРИИ
Индивидуальщики
О детях, которые не в классе, не вместе со всеми
Огонь и лед
О третьекласснике Николае я была наслышана еще до того, как он
стал моим подопечным: нелестное мнение о нем уже сложилось среди
педагогов, и не без оснований: «Сначала я убью училку по музыке, потом
– училку французского…»
Я не знакома с учительницей музыки и не знаю, чем она заслужила такой
вердикт, возможно, ребенка насильно заставляют учиться в музыкальной
школе, такое бывает. А вот с преподавателем французского я хорошо
знакома: это милая женщина, хороший специалист, и на мучителя детей
никак не тянет. Конечно, эти угрозы пустые. Да и привычно уже: идешь по
школьному коридору, видишь: с треском распахивается дверь, выскакивает
девица, а ей вдогонку: «Не подождешь – убью!»
Итак, я буду заниматься с Николаем, которого определили на
индивидуальное обучение. Его приводит мама, старший преподаватель
университета, а папа у него – доктор химических наук.
– Пока вы занимаетесь, можно я посижу в соседней комнате, поработаю над
рукописью? – говорит она. И удаляется за символическую перегородку,
хотя могла бы присутствовать непосредственно. Из этических соображений
или у преподавателя вуза и впрямь всегда работа с собой?
С чего начать? У мальчика плохо с математикой. Спрашиваю для начала:
– Всегда ли 1+1=2?
– Конечно!
– Ну а если к одной капле прибавить вторую?
Он задумывается. Начинать всегда лучше с запуска процесса творчества.
– Капли слились, сплюсовались, это одна капля.
– Так не может быть!
– Единица, только с новым качеством!
– Никогда не думал!
Следующее занятие началось с радостного сообщения Николая: он нашел
свой пример удивительного сложения. И так мы вспомнили все
математические действия, множество парадоксов я собрала в своей
программе «Развитие творческого воображения». А Николай все схватывает
на лету, хорошо запоминает, отзывчив на доброту, одна беда –
быстро устает. Это и сделало его «индивидуальщиком».
Импульсивный, эмоции не всегда контролирует, внимание неустойчивое.
Например, у нас чтение, он читает хорошо, бегло, но вот делает ошибку,
я прошу повторить, и что же? Он повторяет и, выкатывая глаза из орбит,
кричит что есть мочи: «Я телепортируюсь, я в параллельном мире!» Что
тут делать? Устал. Я предлагаю попрыгать, он соглашается, но,
оказывается, прыгать не умеет, не получается. Находился бы в составе
класса, обязательно научился бы на физподготовке, но уж как есть:
прыгаю с ним я, пожилая учительница в длинном платье.
Он очень быстро учится. Читали стихотворение по учебнику – и вот несет
свое: «Осина – желтый огонь, / Рябина – красный огонь. / Скоро наступит
зима, / И все покроется льдом».
Я хвалю. И в других положительных ситуациях неизменно хвалю. Но вот он
собирается домой, не может справиться со шнуровкой кед, просит помочь.
Я не уверена, что должна ему завязывать шнурки, о чем сообщаю. Он долго
возится, я спокойно жду, наконец справляется, потом говорит:
– Вы такая же добрая, как моя няня, с ней меня оставляли, когда я был
маленький.
Спасибо. Заработала первый комплимент. Доброта моя в том, что я ни разу
не повысила голос, ничего не заставляла делать силой, отступала всякий
раз, когда он проявлял беспокойство. Ничего, в следующий раз, в
следующий раз…
Он панически боится людей, боится коллектива. В столовую его веду я, он
покупает компот и пирожок, я подсаживаюсь к нему за стол:
– Буду твоим охранником.
– Хорошо, а то в прошлом году меня здесь встречал мой главный враг, он
требовал дать ему денег, – говорит он обрадованно.
Можно представить его страх, ведь даже при мягком обращении посторонних
он теряется, у него растопыриваются пальцы, вскидываются руки, и он
кричит, кричит. Ему в коллективе невозможно.
Но помнится, великого Эдисона тоже забрали из начальной школы и обучали
на дому. Как и Николая, его называли шизофреником. Возможно, мой
Николай своими способностями тоже сослужит обществу неоценимую пользу.
Порой я уверена, что его ждут великие открытия.
Вкус свободы
Моему новому подопечному не нравится его собственное имя –
Святослав. Он заявил об этом при первом знакомстве.
– Как же мне тебя называть?
Он мнется с ответом, спешу на помощь, спрашиваю, как называет мама.
Оказывается, Славиком.
– Ты не против, если я буду называть тебя Славой? Нет? Тогда
договорились.
На индивидуальные занятия он попал из-за поврежденного позвоночника,
это результат неудачного падения с дерева. Ему прописан лежачий режим,
но по его живости, неуемности видно, что это противопоказано его
психической природе. В первое мое посещение он извернулся, достал
из-под кровати тарелку с печенюшками: угощайтесь. Печенье оказалось в
таком необычном месте, чтобы мама не увидела.
Собственно, следить за ним особо некому: папа ушел из семьи, мама вся в
делах, а бабушка гостит в Сирии, где живет вторая дочь. Вся квартира –
это кучи всего: гора обуви на все сезоны и размеры, разного рода одежда
– в кучах. Вот и Слава, прежде чем приступить к уроку, долго ищет
ручку, проверяет, пишет ли она, роется в тумбочке, в ранце – везде
беспорядок, но он все-таки выуживает тетрадку и приспосабливает ее к
письму.
Мы проверяем домашнее задание. Не все так, как надо бы. Некоторые
задачи явно подогнаны под ответ, над написанием букв при выполнении
упражнения по русскому он не задумывался, а читая текст, он пропускает
не только целые слова, но и обороты. М-да
– Сегодня, – объявляю, – будем писать диктант.
Слава против:
– Не буду, ставьте сразу двойку!
Я убеждаю, говорю, что в конце четверти все ученики подводят итоги
работы, всегда пишут диктант. Обещаю, что в случае неудачи двойку
ставить не буду. Еле-еле уговорила. Написал.
А в классе такие дискуссии исключены. Дома все по-другому. В то же
время Славе обидно, что к нему никто из класса не заходит. Нужно ли? По
школе гуляет инфекция, в поликлинике очереди, не лучше ли поберечься?
Да и где гарантия, что одноклассники не спровоцируют возню, а у Славы
поврежден позвоночник. Он соглашается, когда я говорю об этом. Но когда
мама говорит, что скоро он пойдет в школу и будет вместе со всеми, как
все, Слава возмущается:
– Ни за что!
Значит, впереди проблема, отмечаю про себя.
Несмотря на капризы природы
Сережа был прекрасный ученик, увлеченный, исполнительный,
всегда желавший узнать больше, чем полагается по программе, и любые
задания он выполнял с удовольствием. Что и говорить о дисциплине:
подтянутый, собранный, активный участник всех коллективных дел. Но
энцефалитный клещ засадил его в инвалидную коляску: паралич нервной
системы.
Моя коллега, преподаватель физики, учила Сережу и раньше, а вот теперь
ей предстояло обучать мальчика на дому. К счастью, Сережа не опустил
руки, наоборот, увидел в занятиях физикой перспективу получения
специальности, так что единственной проблемой учителя была дорога:
мальчик жил в близлежащем поселке, а общественный транспорт подводил,
особенно в плохую погоду. Соблазн не ездить был большой. Но мальчик так
ждал уроков, так тщательно готовился к ним, что бросить его
(отказаться) было невозможно. И учительница ездила, ребенок учился, в
конце концов он успешно сдал выпускные экзамены.
Сейчас Сережа учится в вузе, но трудности у него все те же: большая
жизнь не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. И если
в период обучения в школе учителя-энтузиасты еще спешат им навстречу,
поддерживают по-человечески, то потом все не так. Жестче, беспощаднее,
за большие деньги. Хорошо, если главное в опыте уже было: учитель,
самоотверженный надежный человек.
Необходимое послесловие
За полувековой период работы в школе я привыкла заходить в
класс, где меня ждут дети. Не передать чувств, которые охватывают меня
в этот момент: и благодарность судьбе за счастье встречи с детьми, и
ощущение значительности события, и огромная собранность,
ответственность. И всегда для меня важнейшей заботой было формирование
коллектива. Коллектив – и хранитель норм, и законодатель, и источник
инициатив. Первый помощник учителя. Многие воспитательные эффекты
достигаются в коллективе сами собой, без специально направленных
действий. И когда я оказываюсь один на один с ребенком, обучающимся
индивидуально, ощущаю, как не хватает ему среды сверстников для
полноценного развития. Значит, чем-то это следует компенсировать,
какими-то дополнительными действиями, к которым мы вряд ли готовы.
Но не секрет, что сегодня все больше родителей, которые хотят обучать
своих детей на дому, а один папа так и вовсе взял в аренду классную
комнату в школе, в ней занимается только его отпрыск, учителя ходят к
нему по расписанию, как положено ходить в класс на урок. Что тут
скажешь – эксклюзив, как в больнице или в фитнес-центре. Я же
беспокоюсь не о тех детях, чьи родители могут купить все, а о тех, для
кого индивидуальное образование единственно возможное, о детях с
психическими или физическими проблемами. И поскольку таких ребят
немало, необходимость индивидуального обучения неизбывна. Теперь уже
очевидно: требуется пересмотр условий и практики индивидуальных занятий
в системе образования.
Во-первых, случаи перевода на эту форму образования разные, разным
должно быть и обеспечение. У учителей уже есть опыт, есть программы –
их надо обобщить и оформить, создать современные методики, продумать
процедуры измерения результативности. Во-вторых, организационная
сторона индивидуального обучения должна быть пересмотрена. Урок с
ребенком, до которого надо добираться на транспорте, с которым работать
очень непросто в силу его личностных свойств, не может стоить столько
же, сколько обычный урок в классе. Он и длиться не может столько же,
сколько в школе, – всегда длиннее.
А по результату – что ж: Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Роден – эти
люди тоже были «с проблемами развития», в детстве страдали дислексией,
испытывали значительные трудности при обучении чтению и письму…