Каждый ребенок – точка мироздания
Но будем помнить: единицы развития у каждого свои
Полгода я работаю с девятилетней девочкой: речи нет,
изображение на картинке не понимает, на листе может нарисовать только
одну линию, а дома безучастно сидит на ковре целый день – в общем, одна
из тех, кого называют «необучаемые» и кому не находится места в системе
образования России.
То есть по закону-то право на образование имеет каждый, но по факту
необучаемых никуда не берут. Им рекомендована специальная школа, но
школа берет только на интернат, а родители против; им
предлагают обучение по программе соцзащиты инвалидов, но там
адаптация сводится к курсам реабилитации и приглашениям на праздники
инвалидов. В одно место не берут, потому что «речи нет», в
другое – потому что «не хватает дефекта, на котором
учреждение специализируется», и так далее. Можно, конечно, засунуть
ребенка в общеобразовательную школу, но там сразу переведут на
домашнее, а он и так целый день в четырех стенах, на детской площадке
мамы поскорее отводят своих детей подальше от странного ребенка.
Никто и нигде не верит в возможность их адаптации. А развиваться им
совершенно необходимо, эта потребность в них чувствуется, стоит хоть
немного пообщаться.
Но вернемся к девочке, о которой я заговорила вначале. Первым делом мы
решили преобразить ее внешность: пусть будут хвостики-бантики,
юбочки-сарафанчики, а не штаны, майка и распущенные волосы. Это был
очень удачный ход, девочка оживилась, и в ее маме проснулась надежда.
Еще бы! Целая программа действий: собираться на выход из
дома, наблюдать за собой и за своими вещами – в общем, рассматривать
картинки нам сразу стало легче. И так мы стали продвигаться дальше:
вслед за ее возможностями, принимая ситуативные решения, на ходу
придумывая необходимые прямо сейчас упражнения, по нескольку раз
повторяя одно и то же. Мама девочки мгновенно схватывала стиль работы и
дома старалась его воссоздать. Так что на сегодняшний день мы умеем
действовать по образцу, рисовать на листе разными способами, понимать
инструкции, играть в куклы и общаться с другими детьми. Да, не пишем,
не считаем, читаем непонятно как, с причинно-следственными
связями полный тупик. Но девочке так нравится осваивать новое, она так
счастлива, так непосредственна в выражении своей радости – и ком
подступает к горлу: ни с каким ребенком работать не
бесполезно, каждый – точка мироздания, история
жизни.
Ведь смысл педагогической работы не в том, чтобы отобрать «обучаемых»
и, пролистнув методичку, давать им затверженные уроки и как следует
спрашивать. Нет, в том, чтобы оказывать поддержку в развитии любому
ребенку, сообразуясь с его потребностями и возможностями.
Даже если поначалу ты не знаешь, как к нему подступиться...