О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
М.М.Безруких
Родитель и учитель: как
понять друг друга и помочь ребенку
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010
Родители и педагоги обычно стремятся наладить сотрудничество в
интересах ребенка. Но их взаимодействие то и дело омрачается взаимным
непониманием, претензиями и упреками. Это объяснимо: все мы разные,
каждый со своим представлением о благе ребенка, со своим складом
характера и манерой общения. К тому же видим ребенка в непохожих
ситуациях. Для одних это сын или дочь, для других – ученик,
старательный, упрямый, непоседливый. Наверное поэтому в заголовок
вынесено слово «понять», что, на взгляд автора, означает научиться
находить общий язык и при этом «не потерять уважения к себе и сохранить
уважение к другому».
В книге рассматриваются типичные ситуации, чаще других чреватые
несовпадением интересов, а то и конфликтами между родителями и
педагогами. Например, родительское собрание, и в главе, ему
посвященной, описаны до боли знакомые каждому сценарии конфликтов,
зачастую разгорающихся просто на пустом месте.
Автор перечисляет причины, побуждающие каждую из сторон идти на
обострение отношений. Родители с опаской и недоверием относятся к
школе, подозревают учителей в пристрастности. А те в свою очередь,
устав от необоснованных, на их взгляд, требований, стремятся настоять
на своем. Кстати, самая взвешенная (оттого что самая уязвимая?) позиция
у детей. Они считают большинство подобных конфликтов деструктивными и
всеми силами стараются их сгладить.
Чтобы не доводить дело до конфронтации, автор предлагает освоить
принципы эффективного общения, которые пригодятся как учителям, так и
родителям. Освоив эту непростую науку, взрослые смогут преодолевать
разногласия как на родительских собраниях, так и в разговоре один на
один.
А.И.Дедушка
Психологическая работа с
подростковыми группами
СПб.: Речь, 2008
Тем, кто знаком с книгой этого автора «Как научить детей
дружбе», может быть, интересно более подробно узнать о системе
выстраивания взаимоотношений в детско-взрослой группе. В книге описан
реальный опыт летнего лагеря, в процессе которого приживаются принципы
и складываются отношения, которые потом становятся основой для
воспитательной работы всей школы.
Центральным звеном выбрана система коммунарской методики, а значит,
коллективных творческих дел. Приведен годовой план работы, в котором по
месяцам расположены основные дела: День города, экологическая неделя,
день рождения дружины, Новый год, День защитников Отечества, Восьмое
марта, Масленица, игровой сбор. Все с краткими пояснениями относительно
проведения того или иного праздника. Отдельно и подробно
проанализированы организационные формы работы: последовательность
этапов, возможные варианты в зависимости от целей, принципы
соуправления.
И наконец, детальное описание того, как проходит сам летний лагерь.
Целый раздел посвящен моменту запуска работы – от выбора участников и
организационного периода до тщательного разбора коллективных творческих
дел на самом первом этапе. От эмоционального настроя этих первых дней
зависит вся дальнейшая работа. А строится она в соответствии с
тематикой: Законы дружбы, Объекты дружбы, Родная природа, Виды
искусства, Педагогические способности.
В каждой теме – описание различных праздников, упражнений, игр,
дискуссий, конкурсов, заданий. Они сопровождаются пояснениями:
продолжительность, количество участников, на что обратить внимание
ведущим, чем лучше предварить мероприятие и как закончить. Вплоть до
отрывков из сценариев игр.
Вместо заключения приведено описание одного дня из жизни лагеря.