Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Уроки критического восприятия: учим детей правильно принять информационную подачу

Самые распространенные приемы манипулятивного воздействия масс-медиа

О том, как можно учить ребят критическому отношению к увиденному по TV, мы писали в «ПС» № 8 2011 года. А сегодня психологи, много лет исследующие эту тему, рассказывают, как распознать приемы, которые позволяют морочить голову неискушенному зрителю. Подробнее об этих приемах рассказано в книге Елены Мерзляковой «Антилох: пособие для чайников», которая готовится к печати в издательстве «БХВ: Питер». Узнав о них, в свободные от работы летние месяцы можно будет попрактиковаться в критическом восприятии информации. А в следующем учебном году поделиться этим навыком со своими учениками, чтобы научить их «безопасному плаванию в информационных просторах».

Манипулятивные приемы привлечения внимания аудитории

Наиболее распространенный прием – это эксплуатация жизненных ценностей аудитории. Ведь человек, как правило, обратит внимание на то, что считает наиболее важным для себя. Поэтому материалы, рассчитанные на молодежную аудиторию, будут эксплуатировать темы юношеских любви и дружбы, потребность в признании и самовыражении, подростковое бунтарство и противостояние «миру взрослых».
Сюрприз. Этот способ привлечения внимания предполагает использование эффекта новизны, уникальности и связанного с ним удивления. В новостном информировании это обязательно должна быть сенсация. Если реклама – рекламируемые товары, услуги непременно предъявляются как уникальные и неповторимые. Если информация несет развлекательный характер – она преподносится под радостное хлопанье в ладоши: «Сюрприз!»
«Наших бьют!» Присутствие в подаваемой информации конфликтного напряжения привлекает внимание «болельщиков». Кто-то идентифицирует себя с одной из конфликтующих сторон, кто-то наслаждается самим процессом боя – здесь срабатывает тот же эффект, который собирал массу желающих посмотреть на бои гладиаторов в древности или передачи типа «Линия конфликта» либо «Окна» в современности. Противостояние «прогрессивной юности» и «консервативной зрелости» – один из вариантов использования этого приема.
«Смотри, птичка полетела». Под легендарной фразой из детства объединены приемы, «детские» по своей форме, но от этого не менее эффективные. Это приемы привлечения так называемого непроизвольного внимания. Все яркое, необычное, выбивающееся из общего фона за счет иного темпа движения, иной громкости звучания, иного внешнего вида – обычно привлекает внимание. Все подростково-молодежные субкультуры используют подобный эффект для обозначения собственной нетождественности с толпой.

Завоевание доверия целевой аудитории: приемы и методы

«Все так думают, и это правильно». Люди легче доверяют тому, что подается в упаковке общеизвестного и общепринятого. Если много лет нам рассказывали, что наша система образования «впереди планеты всей» – то и сейчас большинство населения скорее поверит материалам, показывающим достижения побитой, но не сдающейся отечественной образовательной системы, чем грязным проискам клеветников, осмеливающихся говорить о том, что среди учителей, учеников и студентов встречаются безграмотные.
«Сам академик всех академий говорит об этом». Доверие к информации повышается, если она ассоциируется с авторитетным в сообществе лицом или организацией. При этом данный авторитет может иметь весьма отдаленное отношение к поднимаемой теме. В первую очередь работает эффект «звездной величины» вещающего, а звездам принято внимать и доверять.
«Это так, потому что все говорит в пользу того, что это не может быть иначе». Если подаваемая информация подкрепляется реальными или иллюзорными доводами или фактами – это резко повышает уровень доверия к ней как к «наукообразной». При этом очень часто вся цепочка якобы логических доводов и фактов в пользу ключевого аргумента является полнейшей профанацией – ведь в интернете можно найти материал для «подтверждения» практически любой, даже самой бредовой идеи.

Манипулятивные приемы на этапе донесения информации

Информационная перегрузка. Сообщается огромное количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности и другой «мусор». В результате невозможно разобраться в истинной сути проблемы.
Дозирование информации. Сообщается часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону либо вообще становится непонятной.
Большая ложь. Этот метод основан на принципе, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.
Смешивание информации. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможно отличить правду от вымысла.
Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.
Возвратный удар. Вымышленная (выгодная для себя) версия тех или иных событий распространяется через нейтральных, подставных лиц.
Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат.

Способы внушающего воздействия на психику человека

«Не думай о кривой обезьяне». Если помните истории о Ходже Насреддине, он непременным условием исцеления горбатого ростовщика назвал отсутствие у того мыслей о кривой обезьяне. Чем, конечно, активизировал у бедняги именно эти мыслительные образы – кривляющаяся обезьяна не давала покоя жаждущему исцеления, несмотря на все его старания не думать о ней. Возможно, в этом секрет низкой эффективности антиалкогольной, антитабачной и иных кампаний «анти-». Более того, неизвестно, какой эффект сильнее от их проведения – реальный отказ людей от использования вредных веществ или дополнительное привлечение внимания с последующим желанием попробовать этот эффект на себе тех, кто с этой заразой не был знаком.
«Что вы думаете о проблемах детей Гондураса?» Если вы никогда не задумывались ни о Гондурасе, ни тем более об условиях жизни его детей – вынесенный в заголовок вопрос активизирует ваше внимание к столь важному объекту. Все последующие вопросы плавно переведут ваше внимание и мышление в ту плоскость, которая необходима вопрошающему.
«Представьте себе, что…» Суть этого приема в том, что отправитель информации активизирует воображение воспринимающего и как бы присоединяет необходимое содержание информации к вызванной картинке-галлюцинации. Символы мужественности, используемые при рекламе сигарет, сексуальные символы, которые «привязываются» и к рекламе учебников, и предметов гигиены – пример использования этого приема.
«У Лукоморья дуб зеленый». Этот вид внушающего воздействия построен на использовании различных ассоциативных цепочек и рядов. Известные строчки Пушкина, вынесенные в подзаголовок, – пример сплошного блуждания по загадочным тропинкам сказочных ассоциаций. Наибольшее количество ассоциаций закреплено за словами «деньги», «успех», «счастье», что весьма активно «обыгрывается» в СМИ.
«Как ты можешь мирно спать, когда там такое!» Этот прием построен на снижении критичности восприятия человека за счет «раскачивания» его эмоционального фона до состояния аффекта. Любые чрезвычайные обстоятельства – глубокое горе, болезнь, страх перед угрозой опасности, страх физического, эмоционального, морального истощения, боязнь перед новым и неизвестным – все это стирает защитные границы человека и делает его психику более уязвимой по отношению к внушению. Подобное «раскачивание» наших эмоций является излюбленным приемом масс-медиа, когда под его влиянием мы больше переживаем по поводу мнимых опасностей и ужасов, чем задумываемся над путями решения реальных проблем.
«Ты самый-самый!» На изменение эмоционального фона рассчитан и этот прием – он связан с манипулированием при помощи похвал и лести. Не важно, что попало в «пространство восторгов»: женская обаятельность, мужская предусмотрительность, российская широта натуры, славянская глубина души, принадлежность к «сливкам общества» за счет иных достоинств и характеристик – важен результат. А результат обычно идентичен – человек «тает» от осознания собственной уникальности, неповторимости и богоподобности и в экстазе взаимной любви и уважения распахивает дарителю столь приятного самоощущения сердце и душу.
«Птичку жалко». Этот прием тоже связан с воздействием на эмоциональную сторону аудитории. Фразу «птичку жалко» обычно употребляют, когда человек не может объяснить причин своего плохого настроения, сниженного эмоционального фона. Эмоциональный фон можно и повышать – тогда адекватнее будет фраза «Какое все зеленое, какое все красивое». Суть приема – любая подаваемая и проталкиваемая идея как бы «наряжается» в эмоциональные одежды и таким образом скорее и надежнее «застрянет» в подсознании воспринимающего.

Информацию по теме информационной безопасности можно найти по адресам: http://evolkov.net или http://evolkov.blogspot.com.

Елена МЕРЗЛЯКОВА,
Евгений ВОЛКОВ

Рейтинг@Mail.ru