Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫПУСНИКОВ


Рязанцев Алексей

Физкультура помогает подготовиться к ЕГЭ по… любому предмету!

Снижаем уровень тревоги накануне учебных испытаний

Готовя ребенка к экзаменам, мы считаем само собой разумеющимся снабдить его как можно большим количеством знаний, активизировать память, внимание. Но подчас забываем, что стресс выводит из равновесия не только интеллектуальную сферу, но и весь организм. И приводить его в работоспособное состояние нужно, начиная с физиологии.

Стресс: распознать и победить

Каждому, кто хоть раз сдавал экзамен, знакомо состояние эмоционального стресса. Проявляться оно может по-разному. Это и нарушение координации движений, и «провалы» памяти, и ухудшение работоспособности. Некоторые покрываются испариной, другие испытывают сухость в горле, у третьих дрожат руки. Эти симптомы свидетельствуют о значительных вегетативных и биоэлектрических изменениях в центральной нервной системе. Именно поэтому, поддерживая ребенка перед предстоящим экзаменом, мы не можем ограничиться советом «не обращать внимания», нужно на­учить его фиксировать подобное состояние и справляться с ним.
Заметив признаки сильного напряжения, педагог может предложить ребенку сделать простую дыхательную гимнастику: медленное и глубокое дыхание через нос, небольшая задержка дыхания и такое же медленное дыхание через рот. Затем отдых и снова повторение упражнения. И так несколько раз, постепенно удлиняя «передышки» между упражнениями.
Каждый педагог и ученик должны знать, что широкие, свободные движения руками несовместимы с ощущением подавленности и скованности.
Не следует успокаивать ученика фразой: «Не волнуйся!» или требованиями: «Возьми себя в руки!». Целесообразнее говорить: «Спокойно», а иногда даже – «Волнуйся», напомнив ему тем самым, что волнение перед выступлением – это помощник.

Гимнастика улыбки

Психическим напряжением надо управлять не прямо, а опосредованно. Исследователями обнаружена существенная разница вегетативных сдвигов на экзаменах у спортсменов по сравнению с неспортивными одноклассниками.
Доказано, что регулярные физические упражнения могут служить прекрасным естественным транквилизатором. Помимо того что во время физических упражнений отрицательные эмоции как бы сгорают вместе с затрачиваемой энергией, в организме происходят положительные биохимические сдвиги. Регулярные аэробные упражнения могут помочь противостоять стрессу или снизить его до управляемого уровня.
Установлено, что независимо от вида спорта после учебных занятий и тренировок происходит снижение тревоги. Даже под влиянием одноразовой физической нагрузки (без включения упражнений соревновательного характера!) у подростков снижается уровень ситуативной тревоги.
Физические упражнения можно использовать и как средство, создающее своего рода отвлечение. Психофизический механизм заключается в том, что увеличивается поступление в центральную нервную систему информации, имеющей конкурирующий, отвлекающий характер. Поток нервных импульсов от этих отвлекающих факторов может быть сильнее негативных влияний, оказываемых страхом, волнением или беспокойством.
Использование специальных упражнений (мимических, дыхательных) влияет на регуляцию психического состояния еще и потому, что в кровь выделяются те или иные гормоны. Хмурое лицо, например, способствует более активному продуцированию адреналина, вызывающего тревогу, подавленность, неуверенность, а также серотонина, влияющего на развитие явлений внутреннего торможения. Улыбка же располагает к выбросу норадреналина и вызывает чувства уверенности в себе, азарта.

Рейтинг@Mail.ru