Вторая тетрадь
Школьное дело
ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
«...А помним ли мы сами, что нам было нужно в школе? Разве это не было уважение со стороны учителей, внимание к нашим проблемам, хоть какая-то вера в нас?»
Сколько ни размышляй о том, каким быть учителю сегодня, какими
другими стали дети, программы, производственные отношения, – истина
куда-то ускользает. Стали функционал читать – параметры не понравились.
Взялись Кодекс учителя составлять – перессорились. Как аттестация –
слезы; как конкурс – недоумение. Словно есть какая-то настоящая правда
об учителе, а никто ее в расчет не берет, даже назвать не может. То ли
дело называть проблемы учителя. Это – да, но не будем начинать. Ведь
заранее известно, какая будет первой: дети не хотят учиться.
Строго говоря, при чем тут учитель, это же дети не хотят. Учитель-то
всеми силами хочет и старается их обучить. Но такая вот удивительная
профессия у нас: только вместе, действуя заодно, мы можем достичь
успеха, в том числе личного. И если дети не хотят, «все плохо».
Про грамотные отношения с детьми (сотрудничество, взаимодействие,
сотворчество и пр.) уже столько слов сказано, что не дело искать новые.
Да и не в новизне сила. В той самой правде, которая порой случается в
детско-взрослых отношениях. У педагога, способного к правдивым
отношениям, ровным, уважительным, открытым. Мы публикуем два
материала, которые сошлись в редакционном портфеле случайно, но
явственно окликнули друг друга: своими раздумьями о главной проблеме
педагога делится учитель информатики Владимир Погодин. И поразительным
образом перекликаясь с современным учителем, знаменитый немецкий
педагог XVIII века Кристиан Зальцманн пишет о необходимых для
воспитателя качествах. Словно люди с одинаковым отношением к профессии
нашли друг друга. Словно протянули руки через века. Словно на самом
деле есть великая вечная педагогика, как есть великий театр, великие
книги, великое кино.
Многие трудности преподавания обусловлены и тем, что учителя
пытаются работать с детьми как с объектами. О, если бы в детей можно
было что-то «заложить», это было бы давно сделано!
А помним ли мы сами, что нам было нужно в школе? Разве это не было
уважение со стороны учителей, принятие вас как личности, внимание к
вашим проблемам, теплое отношение, хоть какая-то вера в вас? Или вам не
нужно было, чтобы вам говорили правду, надеялись на вас, доверяли?
Поэтому на вопрос о том, почему учитель быстро изнашивается, отвечу: он
не ориентируется на потребности ребенка, находящегося в школе. И
ребенок ему «мешает».
Что же нужно ребенку? Конечно, я не беру в расчет ответ «чтобы все от
меня отстали», хотя дети тоже устают и им тоже необходимо отдыхать и
восстанавливать силы. И сразу отметаю такие спекулятивные моменты
разговора о детях, как хорошо переработанная ложь и плохо переваренный
пафос. Но мне кажется, я знаю, что надо делать с детьми, чтобы у вас
получалось, вы развивались, чтобы смысл работы в школе не утрачивался.
Внимание. Ребенок в школе редко чувствует деликатное внимание к себе.
Зато часто видит внимание надзирающее и контролирующее. Учитель
внимателен не к ребенку, а к тому, что тот делает, а также к тому, что
он должен делать. И внимателен чаще не деликатно, а навязчиво. Все эти
вызовы к доске, «самостоятельные» и контрольные работы,
безальтернативные домашние задания… И если детей не слушают, они
перестают слышать.
Принятие. Детям не так уж обязательно, чтобы учитель всегда их одобрял.
Но признание за ним права на существование его собственных взглядов и
демонстрация этого признания – необходимы. И если отрицают их взгляды,
чувства, они воспитывают в себе защитные реакции и уходят от нас –
прямо или косвенно.
Уважение. Чаще всего наблюдаемая в школе модель управления «сверху
вниз» не способствует тому, чтобы ученик убеждался, что его уважают. Он
демонстрирует «служебное почтение» к нам, не будем обманываться на этот
счет.
Вера. Ученику нужно, чтобы в него верили. Хотя бы на сколько-нибудь. Но
мы никого не балуем: эх ты, не смог, не получилось, не дано тебе. Да,
иногда неверие способно толкнуть к тому, чтобы «всем доказать». Но лишь
иногда дети в большинстве своем склонны соответствовать ожиданиям –
даже тем, которые взрослыми не осознаются.
Доверие. Дети тонко чувствуют границы, по которым люди доверяют друг
другу, и не склонны требовать того, чтобы им доверяли больше, чем они
того заслуживают. Но очень ценят проявление доверия, когда по
каким-либо причинам его не оправдывают. И если в ответ получают
обвинение, то падают шансы не только на доверие, но и у доверия.
Надежда. В какой бы ловушке ни оказался ребенок, как бы он ни обманывал
ожидания взрослых, это не повод опускать его в эту ловушку навсегда и
показывать, что надежды нет. Ростки надежды порой очень хрупкие, но я
не знаю случая, когда какое-нибудь «вдруг», меняющее положение дел к
лучшему, не имело в своей основе чью-то надежду.
Честность. Очень часто ученики видят, что учителя притворяются кем-то.
Причины самые разные, только ни доверию, ни уважению неискренность не
способствует. Когда дети распознают лицемерие, они не склонны помогать
учителю с этим справиться – обычно они отстраняются.
Свобода. Часто говорят, что свобода в школе – это утопия, потому что
дети хотят разного, вообще распустятся. Но дети, присмотритесь,
предъявляют запрос на «свободу от» – от деструктивных воздействий
взрослых и «свободу для», в том числе – свободу устанавливать
ограничения в школе самостоятельно или во взаимодействии. Они в
состоянии это делать. А воздействие старших может превратиться во
влияние, в котором нет сравнения ценностей одних и других.
Тепло. В тепле дети расцветают по-настоящему, становятся способны к
учению и реализации себя. И это тепло может не становиться удушающей
жарой теплицы, в которой растениям разрешено расти только так, как
видится садовнику, и которая в итоге выращивает плоды, из которых
нельзя извлечь семена.
Именно воодушевляющее тепло учителя, в основе которого доброта,
превращает все изложенное не в «инструкцию по выполнению», а в личный
выбор каждого взрослого, общающегося с ребенком. И я верю, что выбор
учителя может дать детям то, что им действительно нужно, а себе – то,
что по-настоящему нужно себе. С учетом того, что потребности учеников и
учителей взаимосвязаны.
Владимир ПОГОДИН,
учитель информатики
|