Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ


Кожурина Людмила

Почему линии педагогики и линии развития не пересекаются?

Научимся ли мы сопоставлять свои намерения с реальными потребностями детей?

У нас-то гора запросто идет к Магомету, мы ведь «человек сказал Днепру» и «гвозди бы делать из этих людей» – и для нас воспитание и образование детей не проблема
и не вопрос: как мы сказали, так и будет, без вариантов.
А то, что в современном обществе на мифах и принуждении далеко не уедешь, стараемся не замечать. И пока еще едем. На одних командах, удерживая детей зависимостью.
Однако исследователи феномена детства констатируют кризис традиционной педагогики, формулируют темы наподобие «Вызовы современности и проблемы детства», обнаруживают непреодолимые межпоколенческие разрывы. И тут одно из двух: либо навсегда опоздать и расстаться, либо успеть запрыгнуть в последний вагон. В конце учебного года в Красноярске прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам образования «Педагогика развития: посредническая функция
и посредническое действие в образовании».
Рассказать о некоторых материалах с конференции совершенно необходимо: ведь если бы мы хоть иногда сопоставляли свои намерения относительно детей с их реальными потребностями, особенностями взросления, дела пошли бы лучше у всех.

Кем и как обеспечивается освоение культуры сегодня?

Изучали мнение детей о причинах посещения школы – так вот, независимо от успеваемости, на первом месте стоит ответ «мне это в будущем пригодится», а вовсе не «мне интересно» (исследование Владимира Собкина). На втором месте – «общаться с друзьями», а «там хорошие учителя» – дело десятое. Опять же главным мотивом учебы половина школьников называет «получение в будущем высокооплачиваемой престижной работы», сравним: мотив «научиться получать новые знания самостоятельно» – 17%.
Дети в школе не живут, а проходят этап, готовят себя к будущей жизни. Опираются не на интерес, а на пользу. Это вообще не их проект.
По данным исследования Владимира Собкина, родители хорошистов и отличников – люди с высшим образованием, в отличие от родителей троечников. Но те троечники, у которых оба родителя с высшим образованием, судя по диаграммам исследования, неуклонно поднимаются вверх от 5 к 9 классу в отличие от детей из «простых семей», чей потенциал к 9 классу ослабевает. И в целом влияние родителей на показатели успеваемости просматривается очень четко. Одни «помогают заниматься», другие «считают, что сам справляться должен». В 5 классе помогают большинству, в 9 классе – 17%, но и кривая снижения школьной успешности по годам – похожая.
Понятно, кто у нас на самом деле учится в школе. И откуда такая подростковая позиция: «Чтобы нормально жить, не нужно мыслить, не нужно много обучаться, а самое главное – не нужно взрослеть».

Взрослеть по навязанной траектории…

Детство – тема ностальгии взрослых, но вовсе не конкретный ребенок является предметом их внимания и заботы, а перепланировка собственной судьбы в нем. Интересно взрослому, а дети проигрывают, потому что многое из того, чем жили мы, что для нас было важно, из современного детства ушло. И наоборот: Конвенция о правах ребенка утверждает, что дети сами могут принимать важные для себя решения.
«К детям мы относимся из своего прошлого, но сегодня уже не та семья и не та школа, какие были раньше, – говорила Катерина Поливанова, доктор психологических наук. – Как в семье, так и в школе никто не работает ни с опытом ребенка, ни с зоной его ближайшего развития. Главные ориентиры он получает не здесь».
Где? Кто тот посредник, который поможет детям в переходе из своего настоящего в собственное будущее? Или это не «кто», а «что»? Или миссия невыполнима, и уже нет никакого личного взросления, есть только разнообразные формы культуры сверстников (peer culture), молодежные субкультутры (youth subcultures), досуг и досуговое образование (leisure education), масс-медиа и интернет?
Катерина Поливанова: «Признать, что дети являются активными строителями своего социального места и социальной жизни, а также социальной жизни тех, кто их окружает, взрослые не готовы». Более того, тревога по поводу потери контроля над детьми толкает взрослых к сужению зоны свободы, ужесточению правил, в то время как детям настойчиво требуется самостоятельность. Но где ей можно научиться, если взрослые трясутся по поводу и без: что, с кем, когда, зачем.
Так что «педагогика находится в ситуации кризиса» (Виктор Болотов), и так может случиться, что расширение образовательных ресурсов и возможностей, предоставляемых интернетом, учениками не будет востребовано. Если убиты выбор, интерес, самостоятельность…

…и учиться по старым лекалам

Дети меняются иначе, нежели сейчас устроена школа: начальная, средняя, старшая. Большую тревогу вызывает среднее звено. Многие сломы происходят именно там: потеря интереса к учению, уважения к учителю, пренебрежение школой, ее правилами и оценками.
В этом смысле 7 класс – выдающееся явление. То есть как только ребенок начинает испытывать потребность в самом себе как в личности, он получает жестокое разочарование: «Чем выше успеваемость ребенка, показало наше исследование, тем больше у него права выражать и отстаивать свою точку зрения, то есть получается, что школьное пространство выстроено как система социальных отношений, где у неуспешных шансов мало» (Владимир Собкин).
На эту ненормальность школьной повседневности – все пришпилены к своим местам оценками за учебу – дети реагируют очень остро. Особенно мальчики, которые, как показывает исследование, менее успешны в учебе, чем девочки. При том что «с уверенностью и оптимизмом смотрю в будущее» – это ответ хорошистов и отличников.
Однако строить те эмоционально-смысловые связи, которые должны бы, по идее, создавать ситуацию особых отношений общественного взрослого и ребенка, сегодня не принято – на первом месте учеба. А жаль: «Отношения, взаимные реакции – очень важная часть образования, которой не уделяют достаточно внимания», – говорил Владимир Собкин.

Эффективность поверяется открытостью

У каждого молодого человека есть – не может не быть – проект будущего, в этом сущность молодости как жизненного периода, говорили на конференции. И как бы увидеть эти проекты?
Нетрудно, если вы рядом с детьми. В хороших школах, как, например, гимназия «Универс» в Красноярске, не устают задаваться вопросами: каково возрастное самочувствие детей на разных этапах обучения, как педагог может увидеть, обнаружить специфику этого самочувствия и отразить свое видение в отношениях? То есть имеют желание понимать, вникают в мир ребенка, а значит, могут его поддержать.
Людмила Долгова, директор томской школы «Эврика-развитие», говорила: «Только если есть осмысление, в школе что-то происходит. Но что придает системе рефлексивность? Я считаю, открытость. Открытость школы родителям, общественности, профессиональным педагогическим и научным сообществам. Открытость ученикам – конечно же».
Кстати, к опыту этой томской школы обращались многие докладчики. Например, они составили группу детей так, чтобы в нее входили дети с разными уровнями овладения навыком и у детей появлялся шанс обнаружить себя в пространстве общего действия. Как оказалось, мощный толчок к развитию всех.
Надо, надо корректировать свои педагогические позиции. Понимать, где догмы, а где живые идеи. А для этого – не замыкаться, взаимодействовать.

Во все стороны сразу    

Например, считается, что ведущая деятельность старшеклассника – профессиональное самоопределение, жизненное планирование. К этому времени, предполагается, он уже осредствлен, имеет достаточный культурный и опытный багаж, готов принимать ответственные решения. Но это в теории, где образ детского развития представлен «как действие-движение в отношении идеальной формы» (Борис Эльконин).
На самом деле исследователи видят другое. Взросление индивидуализируется, и прежние возрастные периодизации работают плохо. Не нормы и формы, а «хаотический процесс путешествия по неструктурированным узлам сети социальных и культурных пространств – индивидуальный или групповой» – вот что определяет развитие современного ребенка. То есть он по каким-то параметрам может быть очень «большой», а по каким-то очень «маленький».
«Осевое развитие сменяется ризоматическим», – констатировала Катерина Поливанова. (На всякий случай справка из словаря: «ризома – грибковое корневище, являющееся и вершками и корешками самого себя».)
То есть воспитательные тактики взрослых (ступени роста) и особенности развития современных детей (нелинейность роста) – расходятся. Но опыт не собирается сдаваться: школа и семья в стремлении сохранить устоявшийся порядок и власть ужесточают меры контроля, находят все более изощренные техники подчинения. Хоть ЕГЭ возьмем, хоть отсутствие доступа подростков к рабочим местам.
Все-таки это выборы бедности: польза, а не интерес; только необходимое и ничего лишнего;  просто – это хорошо, а то, что неочевидно – плохо. И «мы как-нибудь сами, без посторонних».
Но мы уже в нескольких поколениях не настолько плохо живем, чтобы внушать эти выборы детям. Дети, конечно, вынужденно подстраиваются, но ведь несут потери. А возвращение назад невозможно.

Деятельность – это включенность

Напомним: конференция «Педагогика развития» была организована 18 лет назад для обсуждения результатов работы в области развивающего обучения и развивающего образования. Эта практика сохраняется и по сей день, более того, в связи с введением новых стандартов в начальной школе дискуссии обострились: не приведет ли «массовизация» технологии РО к ее уничтожению, или, наоборот, появился уникальный шанс перейти из ситуации некоторого течения в мейнстрим и развиваться в полную силу.
Однако даже база не всем понятна: «В деятельностном подходе практикуются и изучаются субъектные формы вовлечения, включения индивида в жизненную ситуацию. Для недеятельностных подходов характерна мыслительная и экспериментальная процедура извлечения, изоляции индивида из жизненной ситуации – его абстрагирование» (Борис Эльконин).
Все искусство в том, чтобы форма включения индивида в жизненную ситуацию была выращена или выведена, а не дана заранее.
Действие же не может быть предоставлено, оно скрыто в культурных произведениях и в повседневности. А поэтому очень важно, что там, за спиной у ребенка, с чем он пришел, как этот багаж может сработать на построение его формы активности – думай-смотри-думай.
В этом смысле технология РО может работать на то самое ризоматическое развитие без верха и низа, о котором говорили выше. Другое дело, что сейчас она работает вовсе не так, не для того и по-другому. Очевидно, пришла пора посмотреть на теории РО новыми глазами и развернуть их на новых основаниях.
Но только где тот учитель, который сможет и партнерский тип взаимоотношений с детьми удерживать, и культуру представительствовать?

Рейтинг@Mail.ru