БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Почему линии педагогики и линии развития не пересекаются?
Научимся ли мы сопоставлять свои намерения с реальными потребностями детей?
У нас-то гора запросто идет к Магомету, мы ведь «человек
сказал Днепру» и «гвозди бы делать из этих людей» – и для нас
воспитание и образование детей не проблема
и не вопрос: как мы сказали, так и будет, без вариантов.
А то, что в современном обществе на мифах и принуждении далеко не
уедешь, стараемся не замечать. И пока еще едем. На одних командах,
удерживая детей зависимостью.
Однако исследователи феномена детства констатируют кризис традиционной
педагогики, формулируют темы наподобие «Вызовы современности и проблемы
детства», обнаруживают непреодолимые межпоколенческие разрывы. И тут
одно из двух: либо навсегда опоздать и расстаться, либо успеть
запрыгнуть в последний вагон. В конце учебного года в Красноярске
прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция по
проблемам образования «Педагогика развития: посредническая функция
и посредническое действие в образовании».
Рассказать о некоторых материалах с конференции совершенно необходимо:
ведь если бы мы хоть иногда сопоставляли свои намерения относительно
детей с их реальными потребностями, особенностями взросления, дела
пошли бы лучше у всех.
Кем и как обеспечивается освоение культуры сегодня?
Изучали мнение детей о причинах посещения школы – так вот,
независимо от успеваемости, на первом месте стоит ответ «мне это в
будущем пригодится», а вовсе не «мне интересно» (исследование Владимира
Собкина). На втором месте – «общаться с друзьями», а «там хорошие
учителя» – дело десятое. Опять же главным мотивом учебы половина
школьников называет «получение в будущем высокооплачиваемой престижной
работы», сравним: мотив «научиться получать новые знания
самостоятельно» – 17%.
Дети в школе не живут, а проходят этап, готовят себя к будущей жизни.
Опираются не на интерес, а на пользу. Это вообще не их проект.
По данным исследования Владимира Собкина, родители хорошистов и
отличников – люди с высшим образованием, в отличие от родителей
троечников. Но те троечники, у которых оба родителя с высшим
образованием, судя по диаграммам исследования, неуклонно поднимаются
вверх от 5 к 9 классу в отличие от детей из «простых семей», чей
потенциал к 9 классу ослабевает. И в целом влияние родителей на
показатели успеваемости просматривается очень четко. Одни «помогают
заниматься», другие «считают, что сам справляться должен». В 5 классе
помогают большинству, в 9 классе – 17%, но и кривая снижения школьной
успешности по годам – похожая.
Понятно, кто у нас на самом деле учится в школе. И откуда такая
подростковая позиция: «Чтобы нормально жить, не нужно мыслить, не нужно
много обучаться, а самое главное – не нужно взрослеть».
Взрослеть по навязанной траектории…
Детство – тема ностальгии взрослых, но вовсе не конкретный
ребенок является предметом их внимания и заботы, а перепланировка
собственной судьбы в нем. Интересно взрослому, а дети проигрывают,
потому что многое из того, чем жили мы, что для нас было важно, из
современного детства ушло. И наоборот: Конвенция о правах ребенка
утверждает, что дети сами могут принимать важные для себя решения.
«К детям мы относимся из своего прошлого, но сегодня уже не та семья и
не та школа, какие были раньше, – говорила Катерина Поливанова, доктор
психологических наук. – Как в семье, так и в школе никто не работает ни
с опытом ребенка, ни с зоной его ближайшего развития. Главные ориентиры
он получает не здесь».
Где? Кто тот посредник, который поможет детям в переходе из своего
настоящего в собственное будущее? Или это не «кто», а «что»? Или миссия
невыполнима, и уже нет никакого личного взросления, есть только
разнообразные формы культуры сверстников (peer culture), молодежные
субкультутры (youth subcultures), досуг и досуговое образование
(leisure education), масс-медиа и интернет?
Катерина Поливанова: «Признать, что дети являются активными строителями
своего социального места и социальной жизни, а также социальной жизни
тех, кто их окружает, взрослые не готовы». Более того, тревога по
поводу потери контроля над детьми толкает взрослых к сужению зоны
свободы, ужесточению правил, в то время как детям настойчиво требуется
самостоятельность. Но где ей можно научиться, если взрослые трясутся по
поводу и без: что, с кем, когда, зачем.
Так что «педагогика находится в ситуации кризиса» (Виктор Болотов), и
так может случиться, что расширение образовательных ресурсов и
возможностей, предоставляемых интернетом, учениками не будет
востребовано. Если убиты выбор, интерес, самостоятельность…
…и учиться по старым лекалам
Дети меняются иначе, нежели сейчас устроена школа: начальная,
средняя, старшая. Большую тревогу вызывает среднее звено. Многие сломы
происходят именно там: потеря интереса к учению, уважения к учителю,
пренебрежение школой, ее правилами и оценками.
В этом смысле 7 класс – выдающееся явление. То есть как только ребенок
начинает испытывать потребность в самом себе как в личности, он
получает жестокое разочарование: «Чем выше успеваемость ребенка,
показало наше исследование, тем больше у него права выражать и
отстаивать свою точку зрения, то есть получается, что школьное
пространство выстроено как система социальных отношений, где у
неуспешных шансов мало» (Владимир Собкин).
На эту ненормальность школьной повседневности – все пришпилены к своим
местам оценками за учебу – дети реагируют очень остро. Особенно
мальчики, которые, как показывает исследование, менее успешны в учебе,
чем девочки. При том что «с уверенностью и оптимизмом смотрю в будущее»
– это ответ хорошистов и отличников.
Однако строить те эмоционально-смысловые связи, которые должны бы, по
идее, создавать ситуацию особых отношений общественного взрослого и
ребенка, сегодня не принято – на первом месте учеба. А жаль:
«Отношения, взаимные реакции – очень важная часть образования,
которой не уделяют достаточно внимания», – говорил Владимир
Собкин.
Эффективность поверяется открытостью
У каждого молодого человека есть – не может не быть – проект
будущего, в этом сущность молодости как жизненного периода, говорили на
конференции. И как бы увидеть эти проекты?
Нетрудно, если вы рядом с детьми. В хороших школах, как, например,
гимназия «Универс» в Красноярске, не устают задаваться вопросами:
каково возрастное самочувствие детей на разных этапах обучения, как
педагог может увидеть, обнаружить специфику этого самочувствия и
отразить свое видение в отношениях? То есть имеют желание понимать,
вникают в мир ребенка, а значит, могут его поддержать.
Людмила Долгова, директор томской школы «Эврика-развитие», говорила:
«Только если есть осмысление, в школе что-то происходит. Но что придает
системе рефлексивность? Я считаю, открытость. Открытость школы
родителям, общественности, профессиональным педагогическим и научным
сообществам. Открытость ученикам – конечно же».
Кстати, к опыту этой томской школы обращались многие докладчики.
Например, они составили группу детей так, чтобы в нее входили дети с
разными уровнями овладения навыком и у детей появлялся шанс обнаружить
себя в пространстве общего действия. Как оказалось, мощный толчок к
развитию всех.
Надо, надо корректировать свои педагогические позиции. Понимать, где
догмы, а где живые идеи. А для этого – не замыкаться, взаимодействовать.
Во все стороны сразу
Например, считается, что ведущая деятельность старшеклассника
– профессиональное самоопределение, жизненное планирование. К этому
времени, предполагается, он уже осредствлен, имеет достаточный
культурный и опытный багаж, готов принимать ответственные решения. Но
это в теории, где образ детского развития представлен «как
действие-движение в отношении идеальной формы» (Борис Эльконин).
На самом деле исследователи видят другое. Взросление
индивидуализируется, и прежние возрастные периодизации работают плохо.
Не нормы и формы, а «хаотический процесс путешествия по
неструктурированным узлам сети социальных и культурных пространств –
индивидуальный или групповой» – вот что определяет развитие
современного ребенка. То есть он по каким-то параметрам может быть
очень «большой», а по каким-то очень «маленький».
«Осевое развитие сменяется ризоматическим», – констатировала Катерина
Поливанова. (На всякий случай справка из словаря: «ризома – грибковое
корневище, являющееся и вершками и корешками самого себя».)
То есть воспитательные тактики взрослых (ступени роста) и особенности
развития современных детей (нелинейность роста) – расходятся. Но опыт
не собирается сдаваться: школа и семья в стремлении сохранить
устоявшийся порядок и власть ужесточают меры контроля, находят все
более изощренные техники подчинения. Хоть ЕГЭ возьмем, хоть отсутствие
доступа подростков к рабочим местам.
Все-таки это выборы бедности: польза, а не интерес; только необходимое
и ничего лишнего; просто – это хорошо, а то, что
неочевидно – плохо. И «мы как-нибудь сами, без посторонних».
Но мы уже в нескольких поколениях не настолько плохо живем, чтобы
внушать эти выборы детям. Дети, конечно, вынужденно подстраиваются, но
ведь несут потери. А возвращение назад невозможно.
Деятельность – это включенность
Напомним: конференция «Педагогика развития» была организована
18 лет назад для обсуждения результатов работы в области развивающего
обучения и развивающего образования. Эта практика сохраняется и по сей
день, более того, в связи с введением новых стандартов в начальной
школе дискуссии обострились: не приведет ли «массовизация» технологии
РО к ее уничтожению, или, наоборот, появился уникальный шанс перейти из
ситуации некоторого течения в мейнстрим и развиваться в полную силу.
Однако даже база не всем понятна: «В деятельностном подходе
практикуются и изучаются субъектные формы вовлечения, включения
индивида в жизненную ситуацию. Для недеятельностных подходов характерна
мыслительная и экспериментальная процедура извлечения, изоляции
индивида из жизненной ситуации – его абстрагирование» (Борис Эльконин).
Все искусство в том, чтобы форма включения индивида в жизненную
ситуацию была выращена или выведена, а не дана заранее.
Действие же не может быть предоставлено, оно скрыто в культурных
произведениях и в повседневности. А поэтому очень важно, что там, за
спиной у ребенка, с чем он пришел, как этот багаж может сработать на
построение его формы активности – думай-смотри-думай.
В этом смысле технология РО может работать на то самое ризоматическое
развитие без верха и низа, о котором говорили выше. Другое дело, что
сейчас она работает вовсе не так, не для того и по-другому. Очевидно,
пришла пора посмотреть на теории РО новыми глазами и развернуть их на
новых основаниях.
Но только где тот учитель, который сможет и партнерский тип
взаимоотношений с детьми удерживать, и культуру представительствовать?