Принцип одного кармана
Поздравление за счет поздравляемых, награждение за счет награждаемых
Произвол образовательных начальников – тема неисчерпаемая.
Похоже, и не решаемая. Вот такие, например, ситуации:
«Районная администрация
торжественно вручила школе за победу в конкурсе музыкальный центр, а
затем нас заставили расплатиться за него. Музыкальный центр оказался
бракованный… На сцене ДК лучшим учителям вручили грамоты и цветы – на
цветы сдавали деньги заранее… В начале года сдали немалые деньги за
публикацию своих материалов в специальной книге – тишина… В школе нет
актового зала, и чтобы провести праздничное мероприятие в клубе, с
классных руководителей собирают деньги за аренду… За участие в конкурсе
всем учителям пообещали денежные призы, 500 рублей, но прошел год, а
призов не получили не только участники, но и победители… На аттестацию
рабочего места учителя с каждого взяли 1,5 тыс. рублей, это нормально?»
Не вопрос, почему повсеместно идут поборы: мероприятия проводить надо,
отчитываться надо, а средства на это не предусмотрены. Искать же
спонсоров куда труднее, чем обкладывать данью учителей.
И даже не вопрос, почему деньги сдают безропотно: «Чтобы не подводить
директора, не устраивать шума… у нас и так трудные времена, а
если образовательные начальники будут недовольны, так вообще…»
Вопрос – почему люди готовы терпеть произвол, но не готовы апеллировать
к закону или объединяться в свою защиту. Тут сказать «сами виноваты» –
ничего не сказать.
Приведем реплику Владимира ЧЕТВЕРНИНА, профессора кафедры теории права
и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ:
– Норма права – это лишь фрагмент текста. А вот правоотношения –
реальное взаимодействие людей. И качество норм определяется согласием
сторон взаимодействия с тем, что так и должно быть. Считается, если
некий авторитет предписывает, – это должное. Но с чего мы решили, что
предписанное – должное? Только с точки зрения предписателей, да и то не
обязательно. Бывает так, что предписывают, но не рассчитывают, что так
и будет. Хотя в общем и целом желают, чтоб было так, а вот должно ли?
для всех ли? – это вопрос. Например, так должно быть, но в конкретной
культуре этого нет – и этого не будет.
…То есть – хорошо бы права личности уважались: свобода, справедливость,
собственность. Они всюду записаны, это закон. Но увы, нет этого «в
конкретной культуре». В школьной культуре, в частности, агрессия очень
привлекательна. Под видом справедливости она подчиняет себе все уровни
отношений, только переступи порог: вот так будете жить, так делать, так
думать. Поэтому произволом в школе мало кого удивишь, и тема писем,
видимо, другая: только денег наших не касайтесь.
Между тем ничто так не влияет на правоотношения, как представления
людей о законности действий власти.