Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Часы преткновения

Вопрос с финансированием внеурочной деятельности порождает новые правовые проблемы

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, которая объединяет большое количество специалистов по самым разным сферам деятельности. Различные разделы сайта Профессионалы.ru расскажут о таких произведениях Сергея Минаева, как Духless и Media Sapiens, а так же о бизнес книгах других авторов, которые позволят интересно провести Ваш досуг, помогут поднять квалификацию и лучше узнать специфику работы в той или иной отрасли. Интернет проект Профессионалы.ru будет полезен и интересен каждому человеку, желающему добиться успехов в карьере, укрепить и расширить свои деловые связи.

Оплата дополнительных часов стандарта начальной школы входит в оплату труда учителей, – говорит Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических разработок Института развития образования НИУ-ВШЭ. – Поэтому она не может быть перенесена на муниципальный уровень! Если дополнительные часы входят в стандарт начальной школы, их оплата относится к обязательствам субъекта РФ.
В 184-м и 131-м Федеральных законах зафиксировано, что субъект РФ обеспечивает оплату труда школьных учителей, начисления на заработную плату и учебные расходы. Это закрепляется за ним как финансовое обязательство. За муниципалитетом же остается обеспечение предоставления образовательных услуг, то есть фактически содержание муниципальной собственности (школьных зданий и т.п.).
Думаю, все еще помнят самарский прецедент, когда руководители образования области, чтобы дать учителям более высокую зарплату, перенесли содержание школьного обслуживающего персонала – уборщиц, гардеробщиц и т.п. – на муниципальный уровень. Мотивировалось это тем, что деятельность обслуживающего персонала фактически связана с содержанием имущественного комплекса школы. Значит, расходы на уборщиц должны нести муниципалитеты. Вопрос разбирался в суде, было вынесено решение, что зарплата работников ОУ относится к ведению субъекта РФ и поступает из регионального бюджета. В этой связи мне не совсем понятно, как вообще можно передать на муниципальный уровень финансовое обеспечение выполнения стандарта в части заработной платы.
Другое дело, если муниципалитеты в силу финансовой обеспеченности готовы взять на себя расходы по оплате дополнительных часов стандарта начальной школы. Но готовы ли они?
Если услуги дополнительного образования оказываются детям не в стенах учреждения дополнительного образования, а в общеобразовательной школе, то зарплата преподавателей допобразования финансируется с уровня субъекта Федерации.
В этом причина нарастающей, довольно жесткой конкуренции общеобразовательной школы и учреждений ДОУ. Администрациям ОУ выгоднее приглашать к себе (даже откровенно перекупать) преподавателей из музыкальных, художественных, спортивных школ. Таким образом, все чаще допобразование – как правило, незащищенное (потому что финансируется с муниципального уровня) – поглощается общеобразовательной школой. Идет конкуренция за детей и за финансовые ресурсы.
Как будет складываться ситуация, если теперь дополнительные часы стандарта начальной школы будут перенесены на уровень муниципалитета? В этом есть свои плюсы и минусы.
Возможно, новая ситуация будет способствовать созданию и распространению сетевых структур, в которых музыкальная или художественная школа могла бы полноценно интегрироваться с общеобразовательной, сохранив свои программы и свою атмосферу. Но такие решения реализуются на протяжении многих лет, с трудом преодолевая административные и финансовые барьеры.

Записала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru