ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Часы преткновения
Вопрос с финансированием внеурочной деятельности порождает новые правовые проблемы
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, которая объединяет большое количество специалистов по самым разным сферам деятельности. Различные разделы сайта Профессионалы.ru расскажут о таких произведениях Сергея Минаева, как Духless и Media Sapiens, а так же о бизнес книгах других авторов, которые позволят интересно провести Ваш досуг, помогут поднять квалификацию и лучше узнать специфику работы в той или иной отрасли. Интернет проект Профессионалы.ru будет полезен и интересен каждому человеку, желающему добиться успехов в карьере, укрепить и расширить свои деловые связи.
Оплата дополнительных часов стандарта начальной школы входит в
оплату труда учителей, – говорит Татьяна
Абанкина, директор Центра прикладных экономических разработок Института
развития образования НИУ-ВШЭ. – Поэтому она не может быть
перенесена на муниципальный уровень! Если дополнительные часы входят в
стандарт начальной школы, их оплата относится к обязательствам субъекта
РФ.
В 184-м и 131-м Федеральных законах зафиксировано, что субъект РФ
обеспечивает оплату труда школьных учителей, начисления на заработную
плату и учебные расходы. Это закрепляется за ним как финансовое
обязательство. За муниципалитетом же остается обеспечение
предоставления образовательных услуг, то есть фактически содержание
муниципальной собственности (школьных зданий и т.п.).
Думаю, все еще помнят самарский прецедент, когда руководители
образования области, чтобы дать учителям более высокую зарплату,
перенесли содержание школьного обслуживающего персонала –
уборщиц, гардеробщиц и т.п. – на муниципальный уровень. Мотивировалось
это тем, что деятельность обслуживающего персонала фактически связана с
содержанием имущественного комплекса школы. Значит, расходы на уборщиц
должны нести муниципалитеты. Вопрос разбирался в суде, было вынесено
решение, что зарплата работников ОУ относится к ведению субъекта РФ и
поступает из регионального бюджета. В этой связи мне не совсем понятно,
как вообще можно передать на муниципальный уровень финансовое
обеспечение выполнения стандарта в части заработной платы.
Другое дело, если муниципалитеты в силу финансовой обеспеченности
готовы взять на себя расходы по оплате дополнительных часов стандарта
начальной школы. Но готовы ли они?
Если услуги дополнительного образования оказываются детям не в стенах
учреждения дополнительного образования, а в общеобразовательной школе,
то зарплата преподавателей допобразования финансируется с уровня
субъекта Федерации.
В этом причина нарастающей, довольно жесткой конкуренции
общеобразовательной школы и учреждений ДОУ. Администрациям ОУ выгоднее
приглашать к себе (даже откровенно перекупать) преподавателей из
музыкальных, художественных, спортивных школ. Таким образом, все чаще
допобразование – как правило, незащищенное (потому что финансируется с
муниципального уровня) – поглощается общеобразовательной школой. Идет
конкуренция за детей и за финансовые ресурсы.
Как будет складываться ситуация, если теперь дополнительные часы
стандарта начальной школы будут перенесены на уровень муниципалитета? В
этом есть свои плюсы и минусы.
Возможно, новая ситуация будет способствовать созданию и
распространению сетевых структур, в которых музыкальная или
художественная школа могла бы полноценно интегрироваться с
общеобразовательной, сохранив свои программы и свою атмосферу. Но такие
решения реализуются на протяжении многих лет, с трудом преодолевая
административные и финансовые барьеры.
Записала Светлана КИРИЛЛОВА