«Весна! Выставляется первая рама!»
190 лет назад, 23 мая (4 июня по новому стилю) 1821 года родился Аполлон Николаевич Майков
Есть в нашей словесности поэты, память о которых почти
стерлась, книги их давно не издаются, имена их, как археологические
черепки, перебирают иногда лишь учителя литературы. Но вот что
удивительно: стихами, строчками именно этих давно исчезнувших с
читательского горизонта поэтов аукаются поколения. Бабушка окликает
внучку, а любящая мама – дочку. Моют они, к примеру, окно, и
тут вспоминается:
Весна!
выставляется первая рама!
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего
храма,
И говор народа, и стук
колеса...
Об авторе, конечно, и речи нет, но, кажется, он тихо улыбается с небес,
радуясь тому, что его строчки и через полтора века живут в людях как
заветный образ детства, родины, весенней заботы о домашнем очаге.
Аполлон Майков был дальним потомком преподобного Нила
Сорского. Детство его прошло в сельце Никольском близ стен
Троице-Сергиевой лавры. Отец Николай Александрович, художник-самоучка,
ставший академиком живописи, был ранен в Бородинском сражении. Аполлон
воспитывался в евангельском понимании земной славы и никогда не
хлопотал о ней, а когда она сама пришла к нему, искренне смущался этим.
Но, думается, он был бы счастлив узнать, что многие поколения русских
людей выросли под его колыбельные стихи, вошедшие во все хрестоматии и
в самую известную из них – в «Родное слово» К.Ушинского, которое только
до революции выдержало около ста изданий. А сколько романсов написано
на стихи Аполлона Майкова!
Мне могут сказать, что все это ушло, и ушло безвозвратно. Ребенок,
выросший в глухом мире стеклопакетов, не понимает, зачем надо было
выставлять первую раму, что тут такого интересного и радостного. Но
печаль не в том, что в стихах XIX века современному ребенку что-то не
совсем ясно. Это поправимо. А вот если сама музыка стиха его не тронет,
если некому будет спеть над кроваткой «Спи, дитя мое, усни!..», если
вешней порой свежий ветер будет касаться нас прохладной ладонью, а из
глубины памяти к нам ничего не прихлынет… Вот тогда и правда что-то
очень важное прервется и каждое поколение зависнет в одиночестве среди
только этому поколению понятных кодов и образов. Сигнал, поданный
отцами, детьми не будет принят, потому что просто не будет понят.
* * *
Майковы остались в истории русской культуры не только как
выдающаяся плеяда художников, ученых и писателей (в недавно изданный
словарь «Русские писатели» вошли статьи о восьми представителях рода
Майковых!), но и как очень красивая и дружная дворянская семья, где не
было проблемы «отцов и детей». Одним из символов родовой
преемственности Майковых стало то, что здесь в каждом поколении одного
из сыновей обязательно называли Аполлоном.
Свой первый стихотворный сборник 20-летний Аполлон Майков открывал
посвящением маме:
Тебе, которой были милы
Мой первый лепет, первый стих…
Мама Евгения Петровна сама писала стихи и прозу. Ее
произведения печатались в журналах. Но, пожалуй, с наибольшей силой
красота души этой замечательной женщины раскрывалась в письмах. Когда в
1842 году муж и сын отправились в заграничное путешествие (за первый
свой сборник Аполлон был награжден премией в тысячу рублей), она писала
им письма, полные нежности, грусти и свежести чувств. «Благодарю Бога,
– пишет Евгения Петровна мужу, – что жизнь и лета не охладили
совершенно мою душу… я забываю, что я счастливая мать взрослых детей, я
забываю это, я хочу быть их товарищем и другом».
«Вот ты и в Риме! – пишет она сыну. – Там, куда давно влекло
тебя воображение и твоя муза; не разочаровывайся совершенно, мой друг,
смотря на Рим, обитаемый итальянцами. Увы, всему приходит черед. Слава
и земное могущество исчезают яко дым – но в Риме еще много осталось
бессмертной славы; смотри на его обломки как поэт, философ… пиши,
рисуй… не предавайся только праздности и лени…»
Как удивительно, что четверть века спустя жена Аполлона Николаевича,
Анна Ивановна, в письме к сыновьям почти дословно повторяет мысли и
чувства своей свекрови: «Благодарю Бога за то, что хотя и немного, но
привелось мне пожить с Вами одной жизнью, одними интересами, обменом
мыслей не на бумаге только, а живой речью…»
Между старшим и младшим поколениями шел непрерывный диалог, о котором
сейчас и напоминает огромная переписка Майковых. По этим письмам видно,
как сокровенно и при этом очень открыто, распахнуто они жили. В их
петербургской квартире (улица Садовая, 49, кв. 26) всегда находили
приют и утешение люди, потерпевшие однажды какое-то жизненное крушение
или просто одинокие.
Наталья Владимировна Володина, автор лучшей на сегодняшний день
монографии о Майковых*, пишет: «Дом Майковых чаще всего воспринимали не
как кружок или салон, а именно как дом, семью, где интеллектуальные и
творческие интересы органично сочетались с гостеприимством, радушием и
безыскусностью отношений».
И какие имена мы находим среди тех, кого неоднократно спасало
майковское тепло: Ф.И.Тютчев, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров (он был
домашним учителем Аполлона, а его знаменитая книга о путешествии на
фрегате «Паллада» родилась из писем Майковым), Л.Н.Толстой,
Ф.М.Достоевский. Аполлон Майков был крестным отцом детей Федора
Михайловича. «Добрый и единственный друг мой!» – так обращался
к нему в письмах автор «Братьев Карамазовых».
Граф Арсений Голенищев-Кутузов вспоминал: «Аполлон Николаевич считал
себя очень счастливым в своих личных связях и знакомствах и часто…
выражал трогательную благодарность судьбе за то, что она постоянно
сближала его с людьми, которых он со своей безгранично доброй улыбкой
называл «прекраснейшими».
* * *
После этого странно узнавать, как беспощадно травили Аполлона
Майкова некоторые его современники. Комья грязи летели в него со всех
сторон. М.Е.Салтыков-Щедрин писал о Майкове и близких ему поэтах как о
«людях второго сорта». Одни критики добивались от поэта бичевания
«царского режима», другие – прямолинейного воспевания устоев, а он
писал о подснежнике и ласточках, о сенокосе и рыбалке, о счастье жить
на белом свете.
…Вот – гнется удочка
дугой,
Кружится рыбка над водой
–
Плеск – серебро и
трепетанье…
О, в этот миг перед тобой
Что значит Рим и все его
преданья,
Обломки славы мировой!
Впрочем, у Майкова есть стихи «общественного звучания»,
которые иначе как пророческими не назовешь.
…И мы пошли ломать. Трещало
Всё, что построили века…
Грядущее издалека
Нам средь руин зарей сияло…
И что ж? Как демоны в потемках,
Одни стоим мы на обломках:
Добро упало вместе с злом!
Все наши пышные идеи
Толпа буквально поняла
И уж кровавые трофеи,
Вопя, по улицам влекла…
Но поэтические пророчества – это была, к счастью, далеко не
главная стезя Аполлона Николаевича. Он слишком сильно чувствовал
гармонию мироздания, чтобы трещины на этом прекрасном и могучем сосуде
воспринимать катастрофически. В дневнике он писал: «Я знать не хочу
теогонии, теологии, эмбриологии и вообще начала вещей, ибо все-таки мы
их никогда не узнаем; но христианский идеал – как бы ни
создался он – был руководителем моей жизни… Все-таки чувствую
великое в душе моей счастье, что жил я при свете этого солнца, что жил,
сознавая на себе тяжесть долга к семье, к ближнему, к отечеству…»
После оскорбительных эпиграмм или журнальной брани Майков мог
растеряться, мог недоумевать, но он органически не был способен кого-то
возненавидеть и даже всерьез обидеться.
Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень...
В одном из писем Аполлона Николаевича есть такие строки: «Если
б меня спросили, чего я хочу для себя? – Осень Пушкина в Болдине
1830-го года – и ничего более».