Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Третья тетрадь
Детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА


Куценко Елена

Панч и матрешка на фоне компьютера

Кукольная педагогика для поколения «цифровых» детей

На профессиональных конференциях и семинарах все чаще мелькает термин «куклотерапия». Это психотерапевтическая практика, помогающая ребенку справиться со своими страхами и неуверенностью, проявить скрытые способности. Но многие ли учителя, воспитатели, родители становятся участниками психотренингов?
А куклы – вот они, в каждом доме, детском саду, группе продленного дня. Как включить их в качестве активного помощника в наши занятия, игры, диалоги с ребенком? Такой опыт есть у многих детских садов и школ Санкт-Петербурга, где педагоги убедились, что кукла вполне может стать союзником – эффективным, но требующим большого такта и уважения.

Путь к театральной мастерской

Любая, самая гуманная и действенная, методика оборачивается своей противоположностью, если внедрять ее в приказном порядке. Другое дело, если у нее есть своя история, путь от идеи к практике, когда она развивается, видоизменяется в процессе проб и ошибок, завоевывает все больше сторонников.
Петербургская история началась в Музее кукол, где сотрудники в один прекрасный момент поняли, что на дворе эра высоких технологий и что их посетители – новое поколение «цифровых» детей. Работать с ними по-старому невозможно, а как – неизвестно. Просто выставки, тематические экспозиции, прежние образовательные программы не всегда эффективны.
Тем не менее ребенок остается ребенком, даже если он с пеленок окружен IT-игрушками. Соревноваться в степени развлекательности с гаджетами музею бессмысленно и как-то глупо. Зато можно предложить то, что больше всего нужно в детстве – завораживающую реальность живой игры. Эта идея возникла в процессе сотрудничества музейщиков и педагогов-практиков.
Опрометчиво было бы не использовать сильную сторону музея, места, где по определению «живет» культура. И сотрудники музея с радостью ухватились за предложение василеостровских школ и детских садов разработать совместные программы. Прежде всего решили опереться на культурные традиции Санкт-Петербурга, где в позапрошлом веке чрезвычайно популярны были салоны. Интеллигенция Петербурга встречалась в разных домах в разные дни недели, например, по средам у Менделеева, по четвергам у Римского-Корсакова. И каждый мог прийти в гости – независимо от того, кто он – художник, поэт или ученый. Там обсуждались самые «горячие» вопросы жизни города, научные открытия, новые произведения. Хозяин организовывал программу вечера, поддерживал беседу, хозяйка создавала настроение, окружала вниманием гостей. И музейщики решили поиграть с маленькими посетителями «в гости», пригласить их в кукольный салон, где хозяйка-экскурсовод знакомит гостей с хозяевами, предлагает темы беседы, ведет программу салонного вечера. Здесь главным для малышей было то, что они приходили со своими подарками – готовили заранее танцы, учили стихи, песни, а придя в салон, представляли свои «номера» хозяевам музея, педагогам, родителям.
Судя по восторженной реакции маленьких гостей, программа, в которой музейный культурный потенциал получил педагогическое подкрепление, оказалась удачной. Следующим шагом стала театральная мастерская по изготовлению кукол в одной из школ Василеостровского района. Музей помог ее организовать, и педагоги вскоре заметили, что ребята-кукольники легче освобождаются от школьных страхов, легче и доброжелательнее общаются, скорее адаптируются.
Этот опыт со временем стали использовать не только в Петербурге, но и в Ленинградской области. «Кукольная педагогика» стала основой для целого сетевого проекта: педагоги и музейщики используют разные формы работы с куклой, исследуют возможности куклы для развития детей и взрослых (педагогов, родителей) или решения личностных проблем.

Другой становится другом

После многих проб, обмена результатами, консультаций у специалистов выяснилось, что привлечение куклы в качестве педагогического инструмента должно происходить пошагово, причем лучше не «шагать через две ступеньки».
Прежде всего кукла задает модель взаимодействия с другим человеком. Собственно говоря, ради этой функции приятеля, собеседника, слушателя миллионы пупсов, плюшевых мишек и прочих мягких зверушек поселяются в детских. Но дошкольное детство проходит, а потребность в сочувствующем слушателе остается. Марина Якушкина, одна из авторов проекта, вспоминает: «Работая в школе, я иногда даже десятиклассникам предлагала в сложные моменты сотворить себе «протокуклу» из скомканного листа бумаги, придумать имя, спросить ее о чем-то. И удивительно, некоторые даже уносили их домой. Наверно, не могли расстаться с тем, кого сами же создали, на какие-то мгновения наделили душой, доверили свои мысли. Оказалось, это настолько притягательно – к привычной роли ученика, приятеля прибавить ощущение себя демиургом, сотворить своими руками новое существо».
Можно сказать, что при изготовлении куклы ты отражаешь в ней часть себя. Поэтому чрезвычайно важно наблюдать за тем, какую куклу выбирают дети или какими чертами наделяют, делая своими руками. Хотя почему только дети? И студенты, и взрослые педагоги видят здесь огромное поле для самовыражения. Поэтому руководителю занятия необходимо знать исторические и этнографические особенности кукол, понимать, что за ними стоит.
Обращая внимание на детали, ребенок понимает, что это не просто «другой», а друг, наделенный чертами характера. Недаром одна из изначальных функций куклы – оберег. Можно смеяться над первобытной магией, но кукла ясно дает понять: нельзя бездумно создавать новую сущность, она ответит, будет, в свою очередь, влиять на твою жизнь. Как, например, кукла Барби на целые поколения девочек. Или слоники на комодах наших бабушек – что они вносили в семейный быт?

Маска, я тебя знаю

Итак, кукла обрела внешние черты, а с ними и характер. Следующий шаг подарит ей движение. Перчаточные куклы позволяют прибавить к образу еще и пластику. Ребенок учится управлять куклой – и собой тоже. Он становится все более уверенным актером, но пока не «влезает» в роль целиком.
Это происходит, когда мы предлагаем ему маску, под которой можно спрятаться и изобразить кого-то совсем другого. Парадоксально, но когда человек прячется, он открывается с совершенно неожиданной стороны. Наверное, поэтому некоторые психологи советуют с осторожностью относиться к использованию маски.
Это новая ступень перевоплощения, общения с окружающими: когда я прячу лицо, что со мной происходит? Я еще тот же, но играю.
И наконец, когда к маске добавляется костюм, можно наиболее полно перевоплотиться в другой образ. Но этой стадии должны предшествовать все последовательные шаги взаимодействия с куклой. Чтобы ребенок постепенно осваивал ее возможности, иначе это может вылиться в небезопасные формы предъявления себя. Так, в одном детском саду, где педагог решил опередить события и давал детям возможность использовать маски животных, в тот же миг начиналась вакханалия. Дети, среди которых много проблемных, ревели, визжали, ползали; одна девочка, надевая каждое утро маску льва, рычала четверть часа и только потом вставала с четверенек и успокаивалась.


На всякий случай

Куклы – спутники ребенка в его взрослении. Они были рядом всегда, сколько он себя помнит. Так давайте пригласим их и на занятия, пусть участвуют и помогают ребенку в учебном труде. Кукла настолько привычный атрибут детского мира, что может стать доверенным проводником в мир взрослых. Способы общения, отношения между людьми, элементы культуры, традиции – изучение и освоение этих трудных вещей интегрируется в кукле.


Малыши-дошкольники и ребята из начальных классов еще так непосредственно относятся к миру, что им интереснее всего создавать кукольный мир. Сначала в ход идут разные материалы: бумага, картон, пластилин, соленое тесто. Взрослый помогает, предлагает варианты, наблюдает, какие цвета предпочитает ребенок, какие образы выбирает. Когда дело дойдет до работы по образцу, можно постепенно предлагать традиционные формы, пришедшие из народной культуры. Например, куклу-пеленашку.
На это занятие к малышам можно пригласить пяти-шестиклассников, которые, только осваивая жанр исследовательского проекта, выбрали для своих исторических и этнографических изысканий традиционную куклу. Они, готовя выступление, разыскивают изображения разных типов кукол, собирают сведения о характерных чертах и особенностях изготовления, о месте разных кукол в быту.
Младшие, уже сделавшие своими руками хотя бы одну фигурку, слушают совсем иначе, чем дети, которым просто рассказывали про народную игрушку. Получив даже минимальный опыт, ребята с невероятным интересом узнают, что у многих народов было принято делать кукол не из нового материала, а из остатков ношеной одежды. Некоторые догадываются почему – чтобы передать игрушке часть своего тепла. А еще мастерица никогда не отрезала лоскуты, только отрывала. И отдельные детали не сшивала, а связывала, скручивала ленточками и нитками, но тоже не новыми, а выдернутыми из старой одежды. Чтобы у того, кому предназначалась кукла, все в жизни «увязывалось», не было колотым и резаным. То есть вся фигурка куклы и вся ее история наполнены символами и традициями.
Кукла – настолько богатый в культурологическом отношении объект, что может служить точкой притяжения познавательного, исследовательского интереса даже для старших подростков. Причем в логике разных предметов гуманитарного цикла. Кому-то интересно проследить историю куклы от самых древних фигур, которые лепили, добавляя в воду золу, взятую из очага. Выяснить, что человекоподобная фигурка долгие века служила не детской игрушкой, а оберегом, магическим атрибутом. Есть предположения, что и возникла-то она как замена человека во время жертвоприношений.
Подростки, интересующиеся этнографией, сравнивают традиционную куклу разных народов и ищут сходные черты. Например, у многих народов не было принято изображать черты кукольного лица. В крайнем случае лицо обозначали перекрещенными нитками или лентами – чтобы не вселился злой дух и не навредил владельцу.
Старшим ребятам нравится по устройству куклы реконструировать представления наших предков о мире. Вот куклы, перетянутые нитью так, что получаются три, как у мирового дерева, части: верхняя (небесная), нижняя, обращенная к подземному миру, и средняя, земная. А если в основе фигурки связанные крестом лучинки, это указание на стороны света.
Предметом исследования могут быть функции, возлагаемые на кукол. Одни хранили домашний очаг, других клали в колыбель новорожденного, через третьих избавлялись от болезней. Куклы с древности помогали людям в самых разных трудных и ответственных ситуациях. И сейчас помогают нашим детям в освоении науки и культуры.

Рейтинг@Mail.ru