«Я бы хотел подарить солнце!»
Записки мамы четырехлетнего сына
Весна пришла вслед за долгой зимой, и все вокруг так быстро
меняется!
А когда рядом растет ребенок, кажется, ничего особенного не происходит:
заботы, мысли о повседневном, окружение – вроде все одно и то же, все
как обычно. И только перечитывая свои записи за прошедшие полгода, я
осознаю, какой огромный путь прошел мой сын-четырехлетка за этот
короткий промежуток…
Уже не маленький
Впервые оставила ребенка дома одного, чтобы добежать до
магазина. Прихожу, вернее, прибегаю – руки-ноги дрожат, в сердце
тревога. Ребенок смотрит мультики, перед ним конструктор. Услышал, что
я пришла, выбегает: «Ну что, давай киндер-сюрприз!» Мы договаривались,
что я принесу. А потом он говорит: «Мам, а я тебе не скажу, что я съел
яблочко и огурчик!» – «Не скажешь? Это большой секрет?» – «Да!» – «А ты
их помыл?» – «Конечно!» Событие: он организовал себе еду сам!
…Мой четырехлетний сын проснулся сегодня с плачем и рассказал,
что видел сон, где дяди, которых выкопали из земли, всех напугали,
отчего люди разбежались, а он потерял меня и смотрел на этих дядь. Дяди
же, с закопанными еще в землю головами, стали бить кулаками землю. Он
смотрел на них и боялся.
Эта тема с разными страхами появилась у него недавно. А до этого он
вообще ничего не боялся. Может быть, не знал, чего бояться, а может
быть, просто никто его ничем не пугал. А сейчас, наверное, воображение
начало работать, и ребенок узнал новые чувства. Нужные, наверное, но я
в недоумении: откуда? Похожие кадры я видела в военной хронике о
зверствах нацистов. Но Сеня никогда не видел ничего подобного.
Поскольку все время мы постоянно находимся вместе, я могу сказать это
уверенно. И телевизора в нашей жизни нет. Тогда откуда? Где взял мозг
маленького человека подобную картинку? Мне даже жутко.
Диалоги
– Мама, я делаю страшную-страшную машину, чтобы победить
знаешь что?
– Что?
– Зло!
– Я бы хотел Варе подарить Солнце, Анютке – звезду, Сане –
Луну, а дяде Леше я знаешь что подарить бы хотел?
– Что?
– Барабан. И пусть он барабанит!
– Мам, все, я больше не буду его лепить.
– Кого, этого своеобразного человечка, похожего на робота?
– Да, я его боюсь, он очень страшный!
– Смотри, Сень, снег опять идет, а уже апрель.
– Он похож на дождь...
– На снежный дождь?
– Ага… Мам, а как же мы теперь будем-то без весны?
Свои слова
«Мам, сейчас я буду инженировать!» – то есть он собирается из
«Лего» строить. Смотрю на него и удивляюсь: еще недавно он этот
конструктор вообще не замечал, а теперь вот подолгу возится, строит. И
не просто по картинкам кубики собирает, а фантазирует все время.
Придумывает роботов, гибридов разных. Ну откуда что берется? Не видел
он никаких мультиков или фильмов о роботах. Да и вообще. Вот помню, с
тем же изумлением смотрела на него, когда он, еще младенец, возил
машинки. Неужто у мальчиков с рождения в голове специальный чип встроен?
…Утро. У нас звучит «Детское радио», по нему программа, где передают
музыкальные приветы. Звонят дети и по очереди перечисляют своих
близких, которым они передают привет, а за это им заводят песню. Сеня
сидит, рассматривая книгу. Очередной звонок, где детский голос: «Я
передаю привет ма-аме, па-апе...» Сеня, глядя в книгу: «Ага, бабушке и
дедушке, давай!» Голос: «Де-едушке, баа-абушке...»
В каком месте и в какое время в ребенке зарождается юмор? Опять я за
ним не успеваю!
…Сене бабушка прислала поздравительное сообщение к празднику,
я ему зачитываю, на что ребенок отвечает: «Да не хочу я никого
побеждать!»
Это что – дети третьего тысячелетия?
Сам, сам, но как страшно
Вот и я попала впервые в ситуацию, о которой знала давно,
готовилась, но, столкнувшись, все равно почувствовала грусть,
разочарование, растерянность. Мой малыш отделился от меня. Не сейчас,
конечно, это происходило постепенно, но теперь он демонстрирует мне
очень активно: открой глаза, мама, я живу собственную жизнь! И вдруг
все его занятия, которыми я стала уже гордиться и ощущать в себе «а вот
мы!», все, что я делала для него и в чем приготовилась уже ожидать
результатов, он отодвинул. Сеня больше ничего не хочет. То, куда я его
водила еженедельно, пребывая в уверенности, как это хорошо и полезно, и
вот какой у нас плотный график, – все это теперь придется оставлять.
Теперь он везде, куда мы ходим заниматься, либо игнорирует все, о чем
его просят, либо пытается притянуть всеобщее внимание на себя, мешая
другим. Бывает, просто говорит «не могу» или «я устал». Из всего этого
следует, что мне надо его либо заставлять и принуждать, либо как
минимум сделать паузу.
А мне остается только признать: это я хочу, чтобы он там занимался, а
не он. Что ж, надо принять и дать человеку жить. И наблюдать, чего ему
хочется, а не «портить его детство». Но где-то внутри все равно зреет
сомнение: а может, надо ломать, может, он просто ленится? И тут же
яркое возражение: а попробовал бы кто-то поступить так со мной в
детстве!
…Несколько дней думаю о непростых сейчас взаимоотношениях с ребенком, о
том, как их принимать. То ли от долгой болезни, заставляющей сидеть в
четырех стенах, то ли еще почему, но он липнет ко мне, как маленький,
не слезает с рук, делать ничего не дает. Думаю: неужели, при постоянном
с ним общении, меня ему все не хватает? Неужели я что-то недодаю ему? И
вот, засыпая, будто ловя мои мысли, он произносит: «Понимаешь, я просто
очень тебя люблю!»
…Разговариваем сегодня с сыном, как будто мемуары пишем: «А помнишь,
Сень, ты был ма-аленький». – «А помнишь, мам, эти утята раньше
свистели». – «А помнишь, мы были». Но мы ведь и есть. Какой же это дар
– проживать мгновения настоящего!
В который раз осознаю, что этому человеку стоит доверяться во всем. Он
дает мне ответы на все мои вопросы.