Он всем мешает и всегда виноват
А надо бы понять ситуацию ребенка и поговорить с ним по душам
Что-то зачастили ко мне родители с обращениями по поводу
ребенка с синдромом дефицита внимания. Говорят: «Непонятно, что делать,
хоть в школу не води, настолько он раздражает учителя своим поведением.
Учится-то нормально, а вот усидеть на месте не может, не включается в
работу, делает что-то, только если над ним стоять, а бывает, весь урок
под партой просидит».
В самом деле, гиперактивный ученик не подарок, и, по рассказам
родителей, с ним поступают примерно так: отсаживают на последнюю парту,
на него не обращают внимания, зато если в классе инцидент, на него
валятся все шишки. А что? Он неприятен, от него дистанцировались – он
имманентно виноватый.
Между тем когда начинаешь общаться с таким ребенком, видишь, насколько
он раним, чувствителен, беззащитен. Как сильно переживает из-за своего
дневника, испещренного гневными записями и двойками за поведение. Как
ему трудно, практически невозможно поддерживать самоуважение в
обстановке презрения или игнорирования.
А всего-то дел: внимание плохо удерживает и организоваться не может –
нашли злодея. Лучше бы мы поискали технологии поддержки, ведь, как
известно, учитель-профессионал находит подход к любому ребенку,
понимает индивидуальные особенности детей, умеет развивать
универсальные учебные действия – это все наш функционал. Подумать,
понять ситуацию ребенка, поговорить с ним по душам. Обязательно с
родителями – доверительно, уж они-то точно знают, как и на что
реагирует их чадо. И, поняв ситуацию, начать ею управлять.
Возможно, помогут частая смена деятельности, индивидуальные задания и
таймер на парте. С первыми признаками усталости – отправить с
поручением, например, тряпку помыть или что-то переставить в классе.
Надо постараться, чтобы проблем ребенка не было видно, чтобы он «не
подсаживался» на модель асоциального поведения.
Тот же дневник. Пусть будет, но другой дневник. Допустим, заранее
объявляется какой-то параметр: например, усидеть 15 минут без
посторонних разговоров или один раз дослушать ответ одноклассника до
конца. А потом по этому параметру дать максимальную похвалу, если
ребенку удалось. Или записать: сегодня лучше. Отнеситесь дружественно –
и ребенок ответит тем же. На это не надо много сил и времени, только
искренняя заинтересованность.
…На днях мы возвращались с дачи, народу в поезде было много, тем не
менее два мальчика вели себя ужасно: сначала просто дрались, потом
достали какие-то палки. Родители ругали их: «Как вы себя ведете… больше
никуда не поедете». И конечно, угрозы: «Вот дома разберемся… эх, и
всыплю вам, когда приедем». Дети на минуту останавливались, а потом –
щипаться, визжать, опять драться. Моя мама с ними заговорила – откуда
едут, что делали. Они отвечали, завелся разговор – и мальчики полдороги
проехали как люди. Выходя из вагона, они сами убрали мусор и сказали до
свидания.