О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Сотрудники Института социологии образования РАО провели
исследование, которое показало, что в большинстве параллелей основной
школы наблюдается последовательное снижение успеваемости с 5-го по 9-й
класс. Как пишут В.Собкин и Е.Калашникова в статье «Социология школьной отметки»
(«ПЕДАГОГИКА», № 3 за 2011 год), доля хорошистов снижается
от с 56,7% до 39,3%, а доля отличников – с 8% до 3,1%. Вместе с тем на
протяжении этого же периода последовательно растет доля троечников – с
35,3% до 57,6%. При этом 7-й класс, как правило, оказывается временем
прохождения той «точки», где доли хорошистов и троечников совпадают.
Авторы обращают особое внимание на следующее: структурная
«трансформация» школьной успеваемости непосредственно связана с
изменением социально-психологического климата, в котором происходит
учебный процесс. Это видно, в частности, по тому, как у ребят меняется
отношение к учебе с переходом из класса в класс. «Желание получить
новые знания» как причина, побуждающая к учебе, постепенно теряет свою
актуальность на всем этапе обучения в основной школе (71,8% в пятом
классе и только 44,8% – в 9-м). В то же время возрастает количество
ответов «меня ничто особенно не побуждает к учебе (с 2,2% в 5-м до 9% в
9-м классе). С переходом в более старшие классы ученики по-другому
отвечают на вопрос, что нравится и что не нравится в школе. Ребята реже
говорят о недостатке кружков и секций (такие ответы более характерны
для отличников) и все чаще указывают на другие проблемы: «мне трудно
учиться», «учителя часто недовольны моим поведением», «учителя плохо ко
мне относятся». Примечательно также, что среди лидеров коллективов
5–6-х классов очень много хорошистов, а среди лидеров старших
возрастных параллелей – 8–9-х классов – преобладают троечники.
Можно ли рассматривать этап обучения в 7-м классе как своеобразную
«точку невозврата»? Если это так, то следует говорить о кризисе
организации образовательного процесса в основной школе.
В школьной жизни учитель постоянно сталкивается с различными
изменениями: меняются дети, меняется атмосфера в классе. И важно понять
причины и суть подобных перемен: что происходит во внутреннем мире
конкретного ребенка? Куда ведет «групповая динамика» в классном
коллективе? В поисках ответов на эти непростые вопросы может помочь
знание современных методов педагогического исследования. О некоторых из
них рассказывается в статье кандидата педагогических наук
С.Берестовицкой
«Педагогическое исследование как ключ к пониманию личности
воспитанника» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 4 за 2011 год).
В частности, автор раскрывает методические аспекты анализа письменных
работ (мини-сочинений) школьников и родителей, осуществления
длительного педагогического наблюдения за личностным развитием детей,
сопровождения процесса самоисследования школьников, организации
совместного исследования учителей и учеников, направленного на решение
общей педагогической проблемы.
К примеру, темой совместного исследования может стать проблема
успеваемости и посещаемости, которая обострилась, скажем, к середине
учебного года в десятом классе. Материалом исследования в этом случае
становится сводная ведомость пропусков уроков и оценок, полученных
десятиклассниками за последние три месяца. Обычно анализом этих данных
занимается заместитель директора по воспитательной работе или классный
руководитель, а выводы сообщаются ученикам на классном часе и родителям
на родительском собрании. С.Берестовицкая предлагает заменить привычную
практику на ролевую игру. Подобный эксперимент уже был проведен в
лицее, где автор публикации работает учителем русского языка и
литературы: «Мы попытались изменить ситуацию. На классный час были
приглашены представители администрации, работающие в классе учителя,
родители. Каждый получил конверт, в который был вложен листок с
вписанной в него ролью (директора, завуча, классного руководителя,
учителя математики, отличника, неуспевающего ученика…). Далее все
поделились на группы в зависимости от доставшихся ролей: группа
учителей, администрации, учеников, родителей. Члены группы получили
материалы для анализа и обсудили полученную информацию с точки зрения
тех ролевых позиций, которые им достались. Таким образом директор мог
оказаться в роли неуспевающего ученика и наоборот…»