ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Переход в пятый класс. Готовимся заранее!
Чтобы ребятам было легче шагнуть на новую образовательную ступень, знакомство со средней школой должно стать волнующим приключением
В жизни каждого школьника существует несколько кризисных,
переходных моментов. Первый, конечно, поступление в школу. Сколько
волнений, тщательных приготовлений. А вот когда тот же ребенок
превращается в пятиклассника, родители и педагоги особенно не
беспокоятся. Словно ничего серьезного не происходит. Как был учеником,
так и остался. На самом деле ситуация не менее сложная. Переход в
среднюю школу совпадает с началом подросткового возраста, и на этот
естественный, природный кризис накладываются проблемы адаптации к новой
образовательной ситуации. Известно, что в начале пятого класса падает
успеваемость школьников, снижается дисциплина, что хуже всего –
пропадает интерес к учебе. Почти 80% детей имеют повышенную и высокую
тревожность, причем на первом месте – проблемы в отношениях с учителями,
страх проверки знаний. Но эти неприятности можно до некоторой степени
предотвратить.
Вид с последней парты
Для большинства учителей средней школы (если их заранее
предупредили о
нагрузке на будущий год) знакомство с потенциальными учениками
начинается с посещения уроков четвероклассников.
Существует несколько схем анализа уроков. Психолог обратит внимание на
особенности общения детей, атмосферу урока. Предметник постарается
увидеть степень заинтересованности и подготовленности учеников. Но
отдельные педагоги ведут относительно спонтанные наблюдения. И вопросы
задают себе самые простые. Каковы урочные традиции (что-то можно понять
по висящим на стенах картинкам, объявлениям, что-то увидеть на
занятии)? Как ведутся тетради (единообразно или индивидуально, с
рисунками, украшениями или строго по теме)? Привыкли ребята сидеть
спокойно или у них есть возможность двигаться на уроке? Каков привычный
уровень шума? Слышат ли ученики друг друга? Или только учителя?
Идеальный вариант – увидеть детей в разных ситуациях. К примеру, урок
английского языка проходит на предельной скорости. Малыши постоянно в
движении: встают, садятся, кидают мячик, без конца что-то говорят,
поют. Учитель делает вывод: придется освоить столь же динамичные формы
работы, иначе ему не удержать в сентябре внимание активных, энергичных
мальчишек (их втрое больше, чем девчонок в этом классе).
Вдруг на уроке труда, куда и приходить-то не собирался, будущий
классный руководитель обнаруживает тех же самых мальчишек, погруженных
в вязание, сосредоточенных, умиротворенных. Оказывается, в определенной
ситуации малыши умеют концентрироваться, усмирять свой темперамент.
Только что это за ситуация? Особый вид деятельности, любимый, значимый?
Особый учитель (строгий или ласково-медлительный)? Возможность получить
в итоге конкретный продукт – собственноручно сделанные носочки?
Ответы рождаются из новых наблюдений, разговоров с коллегами (поэтому
так важно, чтобы наблюдения вели разные учителя). Формируется
представление о традициях жизни класса, которые должны обязательно
продолжиться в следующем году.
Наблюдение становится почвой для проектирования содержания пятого
класса. Очевидно, ребята будут расширять, углублять свои представления
об окружающем мире, о способах познания. В какой форме им проще
зафиксировать свои сегодняшние представления? Сделать в дальнейшем
акцент на историко-культурном материале или уделить время методам
научного исследования, экспериментированию?
Знакомые лица
Сначала педагоги из средней школы приходят в четвертый класс
«инкогнито». Дети почти не замечают человека, тихонько сидящего в углу.
Но постепенно завязываются диалоги. Выясняется, что эта тетенька будет
преподавать математику, а эта – русский. Женщины улыбаются,
одобрительно кивают, слушая ответы учеников на уроках. Наверное, с ними
не страшно будет учиться.
– Это хорошо, что вы будете нашей учительницей! – выражает общее мнение
кто-то самый оптимистичный.
Аналогичное узнавание и принятие будущих учителей должно произойти на
майском родительском собрании, где мам и пап не будут пугать сложной
программой пятого класса, давать кучу заданий на лето (хотя без списка
хороших книг, возможных естественно-научных экспериментов,
арифметических задачек – не обойдется), а расскажут о содержании
предстоящей работы, о главных событиях, которые ждут ребят. У родителей
должна быть возможность, в меру сил и желания, включиться в процесс
проектирования средней школы для своих детей. Для начала – хотя бы
обряда перехода.
Странствие по лабиринту
Ребятам важно закончить год так, чтобы уже сейчас, в мае,
почувствовать
себя пятиклассниками, полноправными, свободно ориентирующимися в
пространстве нового этажа (или даже здания), знакомыми с будущими
соседями по кабинетам. Сказочная игра, с приключениями, испытаниями –
лучший способ зафиксировать переход в новое качество.
Однако праздник этот важен не только для ребят, но и для взрослых.
Готовится он общими усилиями педагогов начальной и средней школы,
родителей. И в ходе подготовки, обсуждая конкретные формы, задания,
люди смогут понять ценности, профессиональные принципы друг друга,
согласовать свои подходы.
Каждый этап игры обсуждается всесторонне. Подходит ли данное задание
для ребят? По силам ли оно? Интересно ли? Насколько неожиданно или
привычно? Не слишком ли просты задачи? Все же дети многому научились в
начальной школе!
Как сформировать команды? Есть ли ребята, которые не смогут
взаимодействовать в критической ситуации (нужно специально продумывать
списки групп), или можно разделить участников по случайному признаку
(по жребию)? Должны ли все проходить одинаковые испытания или лучше
придумать для разных команд разные маршруты?
И каждое решение сторонники пытаются подкрепить доводами, опирающимися
на опыт взаимодействия, материал наблюдений. Отличный способ узнать
детей, их учебные, коммуникативные возможности. Познакомиться с
родителями.
А личные дела учеников, как советуют методички, можно будет почитать и
попозже, когда дети на каникулы разойдутся.
Подробности сюжета
Каким бы ни был сюжет игры (в основе его – метафора, история,
значимая
для детей, и чем полнее была жизнь класса, тем проще найти эту
метафору), важно дать роль каждому учителю, с которым ребенок прощается
или знакомится. Естественно, это должны быть роли помощников,
советчиков, а не злодеев и разбойников. Отрицательных героев лучше
поручить родителям или тщательно загримированным старшеклассникам.
Маршрут команды нужно спланировать таким образом, чтобы дети побывали
во всех значимых местах будущей учебы: в предметных кабинетах, трудовых
мастерских, в библиотеке и даже в учительской.
Первым учителям, воспитателям лучше придумать такие роли, чтобы они
имели возможность видеть своих учеников на всем протяжении маршрута:
подбодрить приунывших, облегчить задачу для уставших, помирить спорящих.
Мужественно пройдя испытания, дети встречаются с представителями всех
классов средней школы, которые принимают малышей в свой круг, вручают
им напутствия, символы возникшей общности.
А может, включить старших ребят в игровые команды с самого начала? Или
все же предоставить им слово только в конце? Сложный вопрос. С одной
стороны, важно создать условия для взаимодействия учеников разных
классов. С другой стороны, малыши должны продемонстрировать свои
способности, свою находчивость…
Подросткам непросто занять позицию сопровождающих, ненавязчивых
помощников. Все же это еще дети, даже взрослые с трудом удерживаются в
игре от активного вмешательства (мешая порой проявить активность
игрокам).
Каким бы ни было окончательное решение, педагоги многому научатся друг
у друга в процессе обсуждения. И даже если ни учителя, ни воспитатели
начальной школы не смогут перейти со своими учениками в пятый класс
(иногда у школы есть такие возможности, иногда – нет), они точно смогут
обеспечить педагогическую преемственность.
Рабочая тетрадь
Вопросы для учителя
Наблюдая за будущими пятиклассниками на уроке и на
перемене, педагоги могут специально обратить внимание на ряд
существенных вопросов, чтобы разговоры с коллегами были более
конкретными и содержательными.
1. Как учитель четвертого класса реагирует на поведение детей:
попадает в тон учеников, объясняет свою реакцию, командует, критикует,
одобряет, задает риторические вопросы, вопросы с заранее известным
ответом или искренне интересуется позицией ребенка? Обращается педагог
к ребятам только по фамилии, по имени или по-разному (к разным детям
или в разных ситуациях)? Понятно ли, с чем связано конкретное
обращение?
2. Как ведут себя ученики на уроке: отвечают только на
обращение педагога, свободно высказываются, общаются друг с другом по
теме?
3. Логичность процесса: ясна ли логика урока стороннему
наблюдателю или есть какой-то контекст, паузы, смысл которых непонятен,
требует комментариев?
4. Умеют ли ребята действовать по инструкции: быстро ли
понимают и принимают задание, насколько подробными должны быть
разъяснения, нуждаются ли в «пошаговом контроле», соответствует ли
полученный результат заданию?
Вопросы для ученика
Важную информацию можно получить непосредственно от самих
учеников, предложив ответить на вопросы анкеты. Естественно, вопросы
должны быть составлены так, чтобы дети могли отвечать достаточно
коротко. Сразу будут видны и уровень развития письменной речи каждого
ребенка, степень грамотности, богатство лексического запаса, и все
волнующие его проблемы и сомнения.
1. Какой день недели ты больше всего любишь?
2. Что в школе для тебя самое интересное, приятное?
3. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
4. Если бы ты мог выбирать, в каком классе хотел бы сейчас
учиться: в 4-м или 5-м?
5. Что в школе для тебя самое неинтересное,
неприятное?
6. Как ты учишься? А как хотел быть учиться?
7. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой в 5 классе? С кем
не хотел бы?
8. За какое поручение, дело ты хотел бы отвечать в 5 классе?
9. Напиши как можно больше любых слов рядом со следующими
словами: школа, учительница, мама, экзамен (время на выполнение
последнего задания – не более двух минут, слов можно предложить не
более трех-четырех).