Начальная школа: вектор меняется
То, что считалось побочным эффектом – личностное развитие, – становится целью, и наоборот: приобретение знаний-навыков будет идти попутно
Еще май, но уже с сентября вся система начального образования
перейдет на образовательные стандарты второго поколения. И что
там у нас с санями, которые надо готовить летом? По разговорам с
учителями, мало кто реально понимает, что их ждет: «Были двухнедельные
курсы, нас успокоили… говорят, в августе дадут все указания и
разработки… пробовала разобраться – черт ногу сломит». Людям трудно
понять, чего от них хотят, они ждут директив, того самого барина,
который все рассудит, и вникать особо не хотят.
Только дождутся ли? И кто тот шарлатан, который займется за нас нашим
«саморазвитием и самосовершенствованием, самостоятельным усвоением
нового, включая организацию этого процесса»? Именно такие
результаты образования заявляются новым ФГОСом, а учитель, надо думать,
к их обеспечению призван.
А теперь переворачиваем пирамиду целей…
Образовательный процесс полагается целостным, то есть и
система учебных предметов и дисциплин, и метапредметная деятельность, и
любые формы учебного сотрудничества – все об одном: мы формируем
универсальные учебные действия (УУД), которые и обеспечат решение задач
общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития
учащихся. То, что считалось побочным эффектом, становится целью, и
наоборот: приобретение знаний-навыков будет идти попутно.
Конечно, хороший учитель не может не учить учиться или не звать к
самосовершенствованию и саморазвитию – собственным примером, богатством
своей личности, добровольными совместными проектами. Но вот так, чтобы
было написано: УУД определяют эффективность образовательного процесса,
– это внове. Впереди не освоение учащимися конкретных предметных знаний
и навыков в рамках отдельных дисциплин, а личностные результаты ребенка
(готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к
познанию, ценностно-смысловые установки) и метапредметные результаты,
то есть те самые УУД: личностные, познавательные, регулятивные и
коммуникативные.
…и начинаем с конца
Так учитель на образование никогда не смотрел. Он дал –
научил-спросил, а развитие – материя тонкая, это к психологам, к семье,
к обществу. Отвечать за личностные и метапредметные результаты ребенка
учитель не готов. Развитие есть, нет, хорошее, плохое – он
дал-научил-спросил. Так что эти «особенно психологичные» стандарты (с
точки зрения специалистов, большой прогресс) учителю, у которого диплом
учителя, просто не по зубам. «Отслеживание развития», «развитие как
результат» – это что? Учитель должен увидеть, понять, померить УУД, а
их четыре только на первом уровне, на втором каждое понятие разбивается
на более мелкие, конкретизируясь, потом уровень ниже, список все
длиннее, и всего, говорят, выявлено 114 компетенций, которые надо
учитывать. Небезызвестная сороконожка со своей проблемой просто
отдыхает.
Не вопрос, почему «перестройку» начали именно с программ мониторинга
УУД, то есть с конца. Деловой подход: видим цель и ищем самый короткий
путь к ней. Чем обеспечим то, чем – это? Какие типы заданий про то, а
какие про это – дальше их можно создавать по образцу или где-то
находить. Но будет ли это работой в парадигме деятельностного подхода?
Вряд ли. Кто видел – знает: там никакой скоропалительности, все очень
подробно и раздумчиво, по-настоящему. Личностное продвижение педагоги
развивающего обучения отслеживают, развивая самооценку, а их отказ от
отметок как раз означает, что в этой парадигме образования демонстрация
знаний не главное.
Новые «рошники»…
Программы развивающего обучения никогда не исключались из
федерального перечня учебников для начальной школы, и все, кто мог и
хотел, по ним работали. Другое дело, не в каждом учителе они находят
отзыв, и это понятно. Теперь же надо перековать всех. Как? «Не
травмируя учителей, объясняя, что все получится, и что все ресурсы для
перехода на ФГОСы у них есть, и все это не новое, а хорошо забытое
старое», – считает один из организаторов семинаров сопровождения в
областном ИПКРО. И вот его задания для учителей: посмотреть детский
мультфильм про обезьянок и постараться увидеть в нем УУД – какие,
отметить в общем списке; закончить предложения по данному началу; найти
ошибки учителя на предмет формирования УУД в предложенном видеоуроке и
так далее: добавить недостающее, вычеркнуть ненужное. Идет натаскивание
на индикаторы развития: есть/нет (техники целеполагания и самоконтроля,
элементы проекта или исследования и пр.). И надо сказать, эта
формальная списочная сторона усваивается очень быстро. В результате
обычный урок, на котором все единовластно спланировано и устроено
учителем, но где вовремя произносятся новые правильные слова,
признается как передовой. А нечеткий, на котором учитель порой не
знает, как быть, но дети реально активны и видно, как много они еще не
умеют, – вот это «не урок».
…и старые корифеи
И что же, мы просто меняем методический язык, создаем
видимость? «Для начала неплохо», – говорят специалисты, ибо верят, что
форма влияет на содержание. Также из разговоров со специалистами
выясняю: изначально готов к работе по новым стандартам
учитель-личность, кто всегда относится к работе неформально,
погружается в действительность урока целиком, включен, слышит запросы
каждого и хотя действует собой, технологии все равно просматриваются.
Правда, он сам вряд ли сможет их перечислить после занятия. И еще:
успешность учителя в новом стандарте – это его способность найти веер
возможностей в любой теме, в любой ситуации, суметь обнаружить
множество пластов в одном каком-то содержании. Он мгновенно видит, что
и через что можно открыть в данный момент данному ребенку.
То есть снова-здорово: только учитель своей деятельностью, связанной с
изучением предмета и с общением с детьми, формирует личность ребенка в
образовательном процессе. Не сам предмет – это уже поняли; но и не
списки УУД, на которых сейчас зациклились, – и это еще предстоит понять.
Ждать, догонять, перенимать не дело. Сегодня дело – заняться
самостоятельным постижением смысла и ценностей своей работы, «включая
организацию этого процесса», как записано в новых стандартах, какими бы
утопичными они ни казались…