КРУГ ВОПРОСОВ
Школьный олимпийский сезон завершен. Что нового?
Вокруг олимпиадного движения формируется система долгосрочной поддержки талантов «школа – вуз – работодатель»
В конце апреля состоялось заседание Российского совета
олимпиад школьников (РСОШ), на котором были подведены итоги
интеллектуальных соревнований в 2010/11 учебном году. Специалисты
отметили целый ряд положительных тенденций. Прежде всего возросла
доступность олимпиад для школьников, независимо от места их проживания,
социального статуса и состояния здоровья.
Положительная динамика
Если в прошлом учебном году в интеллектуальных соревнованиях
приняли участие около 500 тысяч школьников, то в нынешнем – 700 тысяч.
По словам ректора МГУ, председателя РСОШ Виктора Садовничего, в среднем
число участников одной олимпиады составило 9000 человек, что примерно в
1,5 раза больше по сравнению с прошлыми годами.
Одним из главных достижений В.Садовничий считает тот факт, что доля
учащихся невыпускных классов в текущем учебном году превысила 50%, в то
время как в 2009/10 году этот показатель составлял 23%.
Кроме того, был отмечен приток в олимпиадное движение детей,
проживающих в сельской местности. Также произошло расширение числа
участников из стран СНГ, что, по мнению экспертов, должно
способствовать укреплению позиций русского языка на постсоветском
пространстве и созданию в России «центра образовательного и научного
притяжения».
Год от года растет популярность благотворительной программы Российского
союза ректоров «Талант преодоления» для детей с ограниченными
возможностями здоровья. В этом году лауреатами программы стали 15
школьников из 14 регионов, имеющих нарушения слуха, зрения и другие
физические недуги, которые не помешали этим ребятам проявить свои
интеллектуальные и творческие способности.
Несмотря на рост числа участников олимпиад школьников, количество
дипломантов-победителей сокращается: например, финалистами
интеллектуальных соревнований в этом учебном году стали 15,5 тысячи
человек, что на 34% меньше по сравнению с прошлым годом.
Олимпиады, отличные от ЕГЭ
Эксперты объясняют это повышением требований к оценке
результатов и тем, что все строже и взыскательнее становятся критерии
отбора олимпиад.
При отборе учитывается целый ряд факторов: от качества информационного
обеспечения и возрастного диапазона участников до традиций олимпиады и
профессиональной квалификации членов оргкомитета.
И все же главным критерием являются творческий характер и новизна
олимпиадных заданий.
Как выяснилось, несмотря на жесткие требования и огромное количество
проведенных независимых экспертиз (1019 в 2010/11 году), этому критерию
соответствуют не все олимпиады.
По мнению президента Национального исследовательского
университета – МГТУ им. Баумана Игоря Федорова, «олимпиады не
должны быть усложненными ЕГЭ». Еще одна проблема, по его словам,
заключается в том, что эксперты «оценивают результаты участников
олимпиад в цифрах, баллах, коэффициентах, но не всегда учитывают
склонность подростков к тому или иному виду творчества».
Эту точку зрения разделяет директор Московского центра непрерывного
математического образования Иван Ященко, по словам которого, «некоторые
олимпиады напоминают традиционные вступительные испытания в вуз».
Сложность заданий, по убеждению Ященко, далеко не главное преимущество
олимпиад.
«Задача может быть достаточно простой, но требовать оригинального и
красивого решения», – считает он.
Известный математик выступил с целым рядом интересных предложений,
касающихся дифференцированного подхода к различным олимпиадам – в
зависимости от их характера и специфики.
Например, количественные критерии, которые в сочетании с качественными
служат основанием для отнесения того или иного интеллектуального
соревнования к первому, второму или третьему уровню, не могут быть
едиными для всех предметов. Так, олимпиады по географии не могут быть
столь же массовыми и популярными, как математические, что, однако, не
должно снижать их доступность для ребят из глубинки.
Что касается олимпиад-конкурсов (таких как «Шаг в будущее» или
Балтийский научно-инженерный конкурс), то все работы участников должны
быть опубликованы в интернете – для того чтобы их оценили не только
эксперты, но и общество.
Как завоевать доверие общества
Тема общественного доверия к результатам олимпиад всегда была
одной из ведущих на заседаниях РСОШ: ведь не секрет, что многие
рассматривают олимпиады как один из способов поступления в вуз «в обход
ЕГЭ».
И на этот раз данный вопрос оказался в центре внимания, тем более что в
нынешнем учебном году впервые были организованы выездные инспекции в
регионы с участием представителей Рособрнадзора, Федерального центра
тестирования и других специалистов – с целью проверки объективности и
качества проведения олимпиад школьников.
В целом за период с 13 по 25 марта удалось проверить около 60% олимпиад
по семи общеобразовательным предметам.
Главный итог инспекций заключается в том, что серьезных нарушений
обнаружено не было.
По признанию руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой, все
недостатки поправимы. Более того, она выразила надежду, что
нормативно-правовые документы с учетом выявленных упущений будут
разработаны уже осенью этого года.
Например, в доработке, по ее мнению, нуждаются процедура и порядок
апелляции по результатам олимпиад. По словам Глебовой, каждый участник
«должен быть информирован о сроках и правилах проведения этой
процедуры», пока же такой ясности нет.
Кроме того, необходимо установить единые требования к количеству
участников, направляемых на заключительные этапы олимпиад по итогам
отборочных туров: на региональном уровне этот показатель колеблется от
15 до 80 процентов.
Наконец, как уже отмечали члены РСОШ – и эту позицию разделяют
представители выездных инспекций, – требования к олимпиадным заданиям
должны отличаться от требований к КИМам по ЕГЭ.
Для этого, как считает Глебова, необходим документ, четко определяющий
признаки олимпиадных заданий в зависимости от уровня соревнования и
этапа его проведения (отборочного и заключительного).
Почему необходима такая дифференциация? Как пояснил ректор НИУ ВШЭ
Ярослав Кузьминов, «надо говорить о творческом характере так называемых
открытых заданий заключительного тура, сняв этот критерий с отборочных
этапов, в которых участвуют тысячи человек», поскольку проверить с этой
точки зрения такое количество заданий, по его убеждению, просто
нереально.
Еще одним «тестом на общественное доверие» к результатам олимпиад,
помимо выездных инспекций, является комплексное межвузовское
исследование успеваемости студентов.
Особенности комплексного мониторинга
На заседании РСОШ были представлены результаты уже третьего
такого исследования (первый мониторинг был проведен в 2009 году), в
котором приняли участие 150 тысяч студентов из 140 российских храмов
науки, в том числе 12500 учащихся, поступивших по результатам олимпиад.
Так, по итогам зимней сессии этого года средняя оценка представителей
данной категории составила 4 балла против 3,7 балла у поступивших по
результатам ЕГЭ.
Специалисты по-разному оценивают полученные в ходе мониторинга данные:
например, Виктор Садовничий считает, что «олимпиадники учатся
существенно лучше остальных», Я.Кузьминов настроен более критически. По
его мнению, «разница в 0,3 балла – это в общем-то немало, но и не
много».
Чтобы у родителей и абитуриентов не возникло подозрений в том, что
олимпиады являются способом «субъективного отбора в вузы» и неким
«междусобойчиком», он предложил вернуться к вопросу объединения усилий
разных вузов для проведения олимпиад.
Тем более что такой опыт существует и положительно себя зарекомендовал:
так, олимпиада «Ломоносов» по психологии организуется при участии
ведущих столичных вузов (Московского, Санкт-Петербургского
университетов) в сотрудничестве с Южным федеральным университетом и
целым рядом престижных сибирских вузов.
Мониторинг академической успеваемости студентов, поступивших в вузы по
итогам олимпиад, будет продолжен. Однако, по мнению Л.Глебовой, в него
необходимо внести существенное изменение, а именно: сравнивать оценки
олимпиадников не со среднестатистическим баллом общей массы учащихся, а
с показателями тех, кто был принят вне конкурса благодаря высоким
баллам за ЕГЭ.
«Если победители олимпиад пользуются льготами, которые приравнивают их
к стобалльникам, то сравнивать их академическую успеваемость надо
именно с этой категорией», – убеждена глава Рособрнадзора
.«Повышают социальный оптимизм и ограждают от вредных
привычек»
В целом члены РСОШ положительно оценили итоги олимпиад 2010/11
года. По общему мнению, работа по организации интеллектуальных
соревнований входит в зрелую фазу: вузы более ответственно подходят к
их проведению, и нареканий в их адрес становится все меньше.
Эксперты пришли к выводу о том, что олимпиады становятся самоценными
независимо от поступления в вузы.
Олимпиады действительно стали инструментом выявления талантливых ребят.
Участие в интеллектуальных соревнованиях мотивирует интерес к
общеобразовательным предметам и способствует профориентации подростков.
Целый ряд олимпиад проводится при участии крупных предприятий:
например, «Нанотехнологии – прорыв в будущее» – совместно с Роснано,
Отраслевую физико-математическую олимпиаду организует Росатом,
Балтийский научно-инженерный конкурс – ООО «Наукоемкие информационные
технологии».
Таким образом, вокруг олимпиадного движения формируется система
долгосрочной поддержки талантов «школа – вуз – работодатель».
Кроме того, специалисты отметили роль олимпиад в интеллектуальном
попечительстве над школой. По мнению председателя Комитета по
образованию и науке Совета Федерации Юрия Солонина, олимпиады могут
стать стимулом формирования нового поколения учителей, квалификация
которых соответствует самым высоким научно-образовательным стандартам.
По словам президента Лиги здоровья нации Лео Бокерия, олимпиады
являются инструментом оздоровления общества, поскольку способствуют
«повышению социального оптимизма и ограждают молодежь от вредных
привычек».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Юрий
Карабасов считает необходимым обеспечить правовую базу для олимпиадного
движения в новом интегрированном Законе «Об образовании» и усилить эту
тему с учетом накопленного опыта.