Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Школьный олимпийский сезон завершен. Что нового?

Вокруг олимпиадного движения формируется система долгосрочной поддержки талантов «школа – вуз – работодатель»

В конце апреля состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), на котором были подведены итоги интеллектуальных соревнований в 2010/11 учебном году. Специалисты отметили целый ряд положительных тенденций. Прежде всего возросла доступность олимпиад для школьников, независимо от места их проживания, социального статуса и состояния здоровья.

Положительная динамика

Если в прошлом учебном году в интеллектуальных соревнованиях приняли участие около 500 тысяч школьников, то в нынешнем – 700 тысяч.
По словам ректора МГУ, председателя РСОШ Виктора Садовничего, в среднем число участников одной олимпиады составило 9000 человек, что примерно в 1,5 раза больше по сравнению с прошлыми годами.
Одним из главных достижений В.Садовничий считает тот факт, что доля учащихся невыпускных классов в текущем учебном году превысила 50%, в то время как в 2009/10 году этот показатель составлял 23%.
Кроме того, был отмечен приток в олимпиадное движение детей, проживающих в сельской местности. Также произошло расширение числа участников из стран СНГ, что, по мнению экспертов, должно способствовать укреплению позиций русского языка на постсоветском пространстве и созданию в России «центра образовательного и научного притяжения».
Год от года растет популярность благотворительной программы Российского союза ректоров «Талант преодоления» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году лауреатами программы стали 15 школьников из 14 регионов, имеющих нарушения слуха, зрения и другие физические недуги, которые не помешали этим ребятам проявить свои интеллектуальные и творческие способности.
Несмотря на рост числа участников олимпиад школьников, количество дипломантов-победителей сокращается: например, финалистами интеллектуальных соревнований в этом учебном году стали 15,5 тысячи человек, что на 34% меньше по сравнению с прошлым годом.

Олимпиады, отличные от ЕГЭ

Эксперты объясняют это повышением требований к оценке результатов и тем, что все строже и взыскательнее становятся критерии отбора олимпиад.
При отборе учитывается целый ряд факторов: от качества информационного обеспечения и возрастного диапазона участников до традиций олимпиады и профессиональной квалификации членов оргкомитета.
И все же главным критерием являются творческий характер и новизна олимпиадных заданий.
Как выяснилось, несмотря на жесткие требования и огромное количество проведенных независимых экспертиз (1019 в 2010/11 году), этому критерию соответствуют не все олимпиады.
По мнению президента Национального исследовательского университета – МГТУ им. Баумана Игоря Федорова, «олимпиады не должны быть усложненными ЕГЭ». Еще одна проблема, по его словам, заключается в том, что эксперты «оценивают результаты участников олимпиад в цифрах, баллах, коэффициентах, но не всегда учитывают склонность подростков к тому или иному виду творчества».
Эту точку зрения разделяет директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, по словам которого, «некоторые олимпиады напоминают традиционные вступительные испытания в вуз».
Сложность заданий, по убеждению Ященко, далеко не главное преимущество олимпиад.
«Задача может быть достаточно простой, но требовать оригинального и красивого решения», – считает он.
Известный математик выступил с целым рядом интересных предложений, касающихся дифференцированного подхода к различным олимпиадам – в зависимости от их характера и специфики.
Например, количественные критерии, которые в сочетании с качественными служат основанием для отнесения того или иного интеллектуального соревнования к первому, второму или третьему уровню, не могут быть едиными для всех предметов. Так, олимпиады по географии не могут быть столь же массовыми и популярными, как математические, что, однако, не должно снижать их доступность для ребят из глубинки.
Что касается олимпиад-конкурсов (таких как «Шаг в будущее» или Балтийский научно-инженерный конкурс), то все работы участников должны быть опубликованы в интернете – для того чтобы их оценили не только эксперты, но и общество.

Как завоевать доверие общества

Тема общественного доверия к результатам олимпиад всегда была одной из ведущих на заседаниях РСОШ: ведь не секрет, что многие рассматривают олимпиады как один из способов поступления в вуз «в обход ЕГЭ».
И на этот раз данный вопрос оказался в центре внимания, тем более что в нынешнем учебном году впервые были организованы выездные инспекции в регионы с участием представителей Рособрнадзора, Федерального центра тестирования и других специалистов – с целью проверки объективности и качества проведения олимпиад школьников.
В целом за период с 13 по 25 марта удалось проверить около 60% олимпиад по семи общеобразовательным предметам.
Главный итог инспекций заключается в том, что серьезных нарушений обнаружено не было.
 По признанию руководителя Рособр­надзора Любови Глебовой, все недостатки поправимы. Более того, она выразила надежду, что нормативно-правовые документы с учетом выявленных упущений будут разработаны уже осенью этого года.
Например, в доработке, по ее мнению, нуждаются процедура и порядок апелляции по результатам олимпиад. По словам Глебовой, каждый участник «должен быть информирован о сроках и правилах проведения этой процедуры», пока же такой ясности нет.
Кроме того, необходимо установить единые требования к количеству участников, направляемых на заключительные этапы олимпиад по итогам отборочных туров: на региональном уровне этот показатель колеблется от 15 до 80 процентов.
Наконец, как уже отмечали члены РСОШ – и эту позицию разделяют представители выездных инспекций, – требования к олимпиадным заданиям должны отличаться от требований к КИМам по ЕГЭ.
Для этого, как считает Глебова, необходим документ, четко определяющий признаки олимпиадных заданий в зависимости от уровня соревнования и этапа его проведения (отборочного и заключительного).
Почему необходима такая дифференциация? Как пояснил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, «надо говорить о творческом характере так называемых открытых заданий заключительного тура, сняв этот критерий с отборочных этапов, в которых участвуют тысячи человек», поскольку проверить с этой точки зрения такое количество заданий, по его убеждению, просто нереально.
Еще одним «тестом на общественное доверие» к результатам олимпиад, помимо выездных инспекций, является комплексное межвузовское исследование успеваемости студентов.

Особенности комплексного мониторинга

На заседании РСОШ были представлены результаты уже третьего такого исследования (первый мониторинг был проведен в 2009 году), в котором приняли участие 150 тысяч студентов из 140 российских храмов науки, в том числе 12500 учащихся, поступивших по результатам олимпиад.
Так, по итогам зимней сессии этого года средняя оценка представителей данной категории составила 4 балла против 3,7 балла у поступивших по результатам ЕГЭ.
Специалисты по-разному оценивают полученные в ходе мониторинга данные: например, Виктор Садовничий считает, что «олимпиадники учатся существенно лучше остальных», Я.Кузьминов настроен более критически. По его мнению, «разница в 0,3 балла – это в общем-то немало, но и не много».
Чтобы у родителей и абитуриентов не возникло подозрений в том, что олимпиады являются способом «субъективного отбора в вузы» и неким «междусобойчиком», он предложил вернуться к вопросу объединения усилий разных вузов для проведения олимпиад.
Тем более что такой опыт существует и положительно себя зарекомендовал: так, олимпиада «Ломоносов» по психологии организуется при участии ведущих столичных вузов (Московского, Санкт-Петербургского университетов) в сотрудничестве с Южным федеральным университетом и целым рядом престижных сибирских вузов.
Мониторинг академической успеваемости студентов, поступивших в вузы по итогам олимпиад, будет продолжен. Однако, по мнению Л.Глебовой, в него необходимо внести существенное изменение, а именно: сравнивать оценки олимпиадников не со среднестатистическим баллом общей массы учащихся, а с показателями тех, кто был принят вне конкурса благодаря высоким баллам за ЕГЭ.
«Если победители олимпиад пользуются льготами, которые приравнивают их к стобалльникам, то сравнивать их академическую успеваемость надо именно с этой категорией», – убеждена глава Рос­обрнадзора

.«Повышают социальный оптимизм и ограждают от вредных привычек»

В целом члены РСОШ положительно оценили итоги олимпиад 2010/11 года. По общему мнению, работа по организации интеллектуальных соревнований входит в зрелую фазу: вузы более ответственно подходят к их проведению, и нареканий в их адрес становится все меньше.
Эксперты пришли к выводу о том, что олимпиады становятся самоценными независимо от поступления в вузы.
Олимпиады действительно стали инструментом выявления талантливых ребят. Участие в интеллектуальных соревнованиях мотивирует интерес к общеобразовательным предметам и способствует профориентации подростков.
Целый ряд олимпиад проводится при участии крупных предприятий: например, «Нанотехнологии – прорыв в будущее» – совместно с Роснано, Отраслевую физико-математическую олимпиаду организует Росатом, Балтийский научно-инженерный конкурс – ООО «Наукоемкие информационные технологии».
Таким образом, вокруг олимпиадного движения формируется система долгосрочной поддержки талантов «школа – вуз – работодатель».
Кроме того, специалисты отметили роль олимпиад в интеллектуальном попечительстве над школой. По мнению председателя Комитета по образованию и науке Совета Федерации Юрия Солонина, олимпиады могут стать стимулом формирования нового поколения учителей, квалификация которых соответствует самым высоким научно-образовательным стандартам.
По словам президента Лиги здоровья нации Лео Бокерия, олимпиады являются инструментом оздоровления общества, поскольку способствуют «повышению социального оптимизма и ограждают молодежь от вредных привычек».
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов считает необходимым обеспечить правовую базу для олимпиадного движения в новом интегрированном Законе «Об образовании» и усилить эту тему с учетом накопленного опыта.

Рейтинг@Mail.ru