ТРАЕКТОРИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Отрочество вполсилы
Почему сегодняшние четырнадцатилетние так боятся сделать лишнее движение – физическое, интеллектуальное, душевное
И вот мы пишем, пишем – о детях, о проблемах подростков, об
отношениях с ними – в безусловной надежде, что и наш читатель об этом
думает, тоже голову ломает. И может быть, порой у него получается
схватить мировоззренческую, а не «ремонтную» суть детско-взрослых
отношений. Хорошо бы.
Например, не так-то просто понять, что всему свое время и не только
упущенные сензитивные периоды, но и преждевременный запуск программ
развития ребенка рано или поздно сказываются на его жизни негативно.
Что влиять – это не управлять поведением ребенка, а стараться пребывать
в позиции безопасного значимого взрослого. Наконец, некоторые проблемы
детей взращиваются социумом весьма усердно и планомерно, и разве только
героическими педагогическими усилиями мы можем нормализовать ситуацию
их взросления.
Казалось бы, прописные истины.
Но никакой порядок в голове не гарантирует нам идеальную практику.
Практика – вот она: смятение, удивление, прыжок в неизвестность. Нужна
быстрая правильная реакция, а откуда ей взяться, если весь старый опыт
и привычные предположения не срабатывают?
«Дети другие» – какие? Почему?
«Детсады, школы стали другими» – какими, почему?
«Родители, педагоги…»
В этом номере удивительным образом сошлись два материала: учительская
рефлексия и размышления специалиста по детству. Это не диалог, но два
независимых свидетельства о педагогике сегодняшнего дня. С одной
стороны, правдивое и грустное признание: современное
отрочество пугает своей духовной опустошенностью, и у учителя есть
сомнение в том, что «это пройдет».
А с другой – рассказ специалиста о серьезных дефицитах современного
дошкольного детства. Но не для того мы ставим их рядом, чтобы еще
больше опечалить читателя. Нет, все в той же безусловно светлой надежде
на педагога-человека, от которого так много зависит.
…Может быть, вы со мной и не согласитесь. Но две странные идеи
все чаще и чаще приходят в голову.
Первая – что педагогика становится все менее востребованным
видом человеческой деятельности. Педагогика как пространство смыслов,
идей, целей, высоких стремлений, а не как набор конкретных технологий
по научению детей конкретным вещам.
Вторая идея тоже грустная: отрочество с некоторых пор стало
просто временем в жизни, а не эпохой «бури и натиска», когда ставятся и
достигаются первые цели, когда происходит нетерпеливая борьба со
взрослыми за свою независимость и с самим собой – за свободу от
странностей и дурных привычек. Для теперешних отроков (или мне это
только так кажется, только такие отроки подобрались в последние годы в
моем учительском пространстве) отрочество – это время лишь
физиологического роста, который отнимает все их жизненные силы.
* * *
Мальчики и девочки становятся выше, красивее, сильнее, а что в
душе? Вы скажете: во все времена подростки были замкнуты и не открывали
свою душу каждому, вот и не видно ничего, а на самом деле все есть,
рост идет. Скорее всего, но ведь душа проявляется не только в словах и
сокровенных мыслях, которые действительно сразу с легкостью не
доверишь, но и в поведении, в общении. Ладно бы в общении со взрослыми,
с учителями. Тут понятна дистанция отчуждения. А то ведь и в общении со
сверстниками сейчас у ребят происходит то, чему пока не могу найти
объяснение. Многим нынешним четырнадцатилетним достаточно просто
быть – есть (много!), спать (долго!), двигаться, видеть,
разговаривать. Не наблюдать, всматриваясь, а просто видеть, скользя
взглядом. Не собеседовать, участвуя, а разговаривать, производя звуки и
совершенно не интересуясь ответной реакцией собеседника.
Учителя, школа? Постольку поскольку, и то лишь для тех
немногих, кому нужны конкретные знания по конкретной специальности,
максимально эффективно упакованные. Для остальных школа – просто
потраченное время. Школа как пространство смысла, поиска своих ответов
на свои вопросы не нужна почти никому. Это правда: чтобы выстроить
настоящую подростковую школу, нужно приложить невероятное количество
труда, прежде всего душевного. Но языки взрослого и подростка слишком
разные. И дело не в том, что подростки – другие, все люди другие друг
для друга, одинаковых нет. Но в одних есть стремление оборачиваться к
другому, иметь его в виду, считаться с ним, а многим, оказывается,
достаточно находиться с самим собой, таким, какой есть. Взаимную
инаковость преодолевали раньше через юношескую, отроческую дружбу. Но
где эти шумные, дурашливые компании? Бредут бедные, сутулые по улице,
по двое-трое, а чаще всего – один, в обществе плеера...
* * *
Несколько лет назад с третьеклассниками мы взахлеб читали
Пушкина и Мандельштама и комментировали как могли. Они были абсолютно
открыты миру, взрослому и той культуре, которую он несет. Были готовы
спрашивать, экспериментировать. Эти же дети через пять-шесть лет
закрыты на все пуговицы, головы опущены, спина согнутая. Синдром
Онегина. Короче, русская хандра и так далее.
Теперь с ними либо одно общение, без учебы, либо вообще
непонятно что, когда требуется не педагог, а психотерапевт.
…Мальчик совсем не готовит уроков. Не то чтобы надо было
пересказывать скучный параграф, нет, требовалось сделать интересную,
выбранную самостоятельно творческую работу. Спрашиваю: почему не
сделал? Пожимает плечами и молчит. Не хамит, не паясничает. Просто
молчит.
…Девочка никогда не скажет, что она думает о том или ином
историческом персонаже или событии. Может, стесняется своего
меняющегося тела, не хочет привлекать внимание одноклассников? Хорошо,
оставляем в покое историю. Совсем. Предлагаю проектную работу. Опять
ничего. Хорошо. Предлагаю поучаствовать в школьном журнале – глаза
загораются. Приходи, говорю, в компьютерный класс, посидим, придумаем
что-нибудь. Не приходит. Забыла, устала? Наверное. Напоминаю завтра.
Обещает прийти. Целую неделю обещает. Потом еще неделю обещает прислать
уже написанный текст по почте. Ничего нет.
…Мальчики и девочки, сидящие на переменах за своими партами
как прилипшие, никогда не выходящие в школьный коридор, не бегающие по
лестницам. Приходится попросту изгонять, чтобы элементарно проветрить
класс. Почему они так боятся сделать лишнее движение – физическое,
интеллектуальное, душевное? Частенько мои дети производят впечатление
очень уставших или очень немощных людей. Может быть, им просто страшно
становиться взрослыми?
* * *
«Оставьте их в покое, они беременны, беременны собственной
личностью, – сказала однажды одна очень умная московская
учительница. – Не спрашивайте их ни о чем в седьмом, восьмом, девятом.
Доживите до десятого класса, и они откроются».
Конечно, они движутся к взрослой самостоятельной жизни, никуда
не денешься. Но как непросто им, бедным, это дается, как хочется
навсегда остаться в детстве. Но не в том детстве, которое открыто и
восприимчиво ко взрослому миру, к высокой культуре, а в том, где не
надо ни за что отвечать, поскольку все сделают за тебя. Откатиться в
биологически зависимое младенчество…
Конечно, они движутся, но как-то очень тихо, скрытно не только
для окружающих, но, похоже, и для самих себя. Тихий такой марш. Они и
друг с другом общаются вполсилы, в четверть силы, так, чтобы не очень
расходовать душу – не слишком увлекаться, не слишком переживать. А то
ведь надо отозваться, действовать в ответ как-то. Напрашивается
грустный образ улитки. Улитке тревожиться не о чем, всегда, если что-то
не так, можно юркнуть назад в спасительную ракушку. К сожалению, сейчас
общение четырнадцатилетних именно так и выглядит: жадный, любопытный
рывок наружу, ощупывание рожками и назад. Нет никаких дружб на всю
жизнь, клятв верности, измен и предательств. Все спокойно,
безболезненно и безжизненно. Есть просто существование бок о бок.
Господи, но какая же это, должно быть, пытка – каждый день
приходить в школу к девяти утра в любую погоду и неизвестно зачем! Не
учиться – ну ладно, это хоть объяснимо подростковым возрастом с его
классической переоценкой ценностей. Учиться – дело малышей и студентов.
И не общаться по-настоящему, потому что страшно погрузиться в другого
человека.
* * *
Теперь всякий сам за себя. Ставить большие цели, достигать их,
занимаясь саморазвитием, – зачем? Целей-то нет. Приходить в школу
просто потому, что все ходят, выбрасывать из своей жизни 6–7 часов
ежедневно, 30–40 часов в неделю – ну и что?
Все чаще думается: может, школа как место интеллектуального и
душевного труда для всех подростков без исключения вообще не нужна?
Может, правы те, кто делает школы-фермы, школы-мастерские? Ну нет у
человека в тринадцать-шестнадать лет желания научиться по-настоящему
читать и думать самостоятельно. А мы по привычке тешим себя иллюзией,
будто даем образование всем без исключения. Его еще надо захотеть
взять, в то время как для повседневной жизни оно нисколько не нужно.
Тройка выглядит в подростковых классах нормальной отметкой,
запросто может случиться и двойка в четверти. Увидеть в обычном
школьном (не гимназическом или лицейском) коридоре подростка с книгой,
думающего над ней, – нет, это в прошлом. Увидеть стайку, оседлавшую
широкий школьный подоконник, громко обсуждающую что-то в молодежном
журнале, тоже из разряда почти невозможного. Тягучая, вялая жизнь.
Иногда хочется, чтобы случилась обычная честная мальчишеская драка,
чтобы всколыхнулось болотное равнодушие – друг к другу, к миру. Но и
драк нет.
Вполне возможно, что детям не повезло с эпохой. Время такое:
выживает сильнейший, а остальные как-нибудь. И с этим, похоже, они
внутренне согласились.
* * *
Что делать учителю? Махнуть рукой, занимаясь только с
перспективными, а остальные пусть выплывают как умеют? Или учить
преодолевать изъяны времени?
Помню, как в пятнадцать лет меня остро пронзила мысль: связь
между людьми в мире осуществляется не по принципу соседства, проживания
рядом, не по горизонтали, а по вертикали, сквозь эпохи, времена и
страны. Ровесничество, дружба как равенство душ вне времени и эпохи. С
этого открытия начался мой прорыв в Большую Культуру, открылся путь в
педагогику и журналистику. Жить стало чрезвычайно интересно.
Но как это желание движения вверх, преодоления житейской
реальности разбудить, поддержать? Не знаю, не знаю, не знаю. То, что
нам удается – интересные проекты, общешкольные игры для малышей,
издание детско-взрослого журнала, всякие приключения и путешествия, –
это плод постоянного внутреннего душевного напряжения горсточки
взрослых. На которое дети отзываются иногда – и дело делается, а иногда
и нет. Ничего линейного, закономерного в общении с подростками уже не
происходит, и если еще десять лет назад, предлагая поход, можно было с
уверенностью ждать сияющих лиц в предвкушении приключений, то сейчас
лица какие-то другие: «А зачем? А далеко? А надолго?»
С чем, с каким человеком встретишься завтра – неизвестно.
Каждый день дети другие. И мы начинаем все сначала.
Но как бы мне хотелось ошибиться во всем том, что увидела во
взрослеющих моих учениках! Может быть, все-таки не улитки, а коконы,
которые вот-вот лопнут, и выпорхнут из них легкие, светлые бабочки?
Просто им нужна какая-то другая, новая педагогика?