ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Телевизор невозможно выключить. Но его можно включить в учебный процесс
Популярные телепередачи – замечательное пособие для развития критического мышления
В профессиональном сообществе педагогов и психологов, в
родительской среде идут постоянные разговоры о том, что телевидение
пагубно влияет на детское здоровье, искажает представление об этических
нормах, пропагандирует сомнительные ценности и образ жизни... И с этими
доводами трудно не согласиться. Но по поводу телевидения можно не
просто сокрушаться, а попытаться использовать его в педагогических
целях.
Телеверсия жизни
Даже самые убежденные телененавистники не могут отрицать, что
TV – один из значимых факторов социализации школьников, особенно
младших подростков. Оно знакомит с контекстом современной жизни.
Манеры, речь, внешний облик шоу-звезд, ведущих, героев фильмов
становятся примером для подражания. Подростку, который только учится
жить в мире взрослых, очень важно видеть и оценивать, прикидывать к
себе разные модели поведения. А чужие истории, позиции и мнения дают
ему пищу для размышлений и обсуждения с близкими.
Однако эти же факторы практически всегда имеют и негативную сторону.
Продвигая совершенно определенный образ успешного человека, создатели
программ и рекламных роликов манипулируют сознанием зрителя. И чем он
наивнее, неопытнее, тем скорее присваивает эту искаженную картину
мира.
Рекламная пауза
Одно из самых раздражающих свойств телевидения заключается в
том, что оно вездесуще. И его массированное или даже фоновое
воздействие невозможно исключить и опасно игнорировать. Значит, нужно
задействовать как образовательный фактор.
Прежде всего при всех своих минусах TV остается еще и источником
позитивной информации. Лекции, интервью, документальные и
художественные фильмы дают обильный и качественный материал для
обсуждений и дискуссий. Причем не только содержания. С ребятами можно
анализировать приемы ведения диспута в студии, манеру говорить, умение
приводить аргументы, отстаивать свою позицию. Конечно, все это возможно
при обсуждении качественной медиа-продукции.
Но, к сожалению, помимо нее с экрана вываливается громадное количество
информационного и развлекательного «мусора». Что ж, попробуем
использовать и его тоже. Например, как учебное пособие.
Можно потренироваться в различении упаковки и содержания. Самым
доступным может стать анализ роликов. Предложим ребятам разобраться, на
что создатели хотят «раскрутить» зрителя, причем диапазон здесь широкий
– от товара до идеологии.
Такие обсуждения дадут новый опыт, позволят не просто поглощать
видеопродукт, а развивать критическое мышление. Подумаем вместе, что
зритель видит «на поверхности» (желание помочь стать красивой женщиной,
сильным и привлекательным мужчиной, завоевать успех) и что скрывается
за этим (стремление сделать тебя своим клиентом или сторонником). А
какие средства для этого используются? Как правило, подростки в ходе
группового обсуждения называют немало: видеоряд, музыка, текст,
стилистика, эмоциональный фон, образы. Следующим шагом может стать
разговор о том, на кого рассчитан ролик, на какую социальную или
возрастную группу, и анализ того, как реклама играет на страхах,
тревогах, надеждах и мечтах потенциального зрителя.
Чтобы все проговоренное не осталось отстраненной информацией, попробуем
применить ее на практике, поиграем в рекламную компанию.
Можно разбиться на группы и по жребию распределить рекламируемые
товары, услуги или кандидатов на выборах. И чем несуразнее они будут,
тем веселее пойдет работа. Продвигаемыми продуктами могут быть,
например, карманный холодильник, березовый сок с мякотью, курсы по
обучению игре на пианино во сне, партия любителей сольфеджио… Целевую
группу можно или разыграть случайным образом, или дать право
«агентству» выбирать самостоятельно из некоторого списка, составленного
коллективно. К примеру, мужчины до тридцати лет, любители компьютерных
игр, владельцы морских свинок, болельщики. Можно, конечно, сделать его
более приближенным к детской реальности и включить туда самих
подростков обоего пола, родителей, учителей. Но тут нужно быть готовым
к тому, что представления ребят о наших страхах, комплексах, желаниях
могут оказаться не самыми лестными.
Сеанс промывания мозгов с разоблачением
Учителя часто сокрушаются: «Какая мотивация может быть у
школьников, если они видят, что успешными зачастую становятся не самые
образованные люди. Вы только послушайте, как они говорят!» Отличная
мысль: давайте послушаем. И при этом, например, поучимся различать
способы манипулирования. Ведь интервью с высоко- (и не очень высоко)
поставленными чиновниками может стать просто хрестоматией по уходу от
ответа, а речь телеведущих – по передергиванию и прочим способам
подавлять собеседника.
Для удобства работы придется заранее записать подобный образец
телеобщения. И провести занятие, на котором будут представлены самые
частые способы манипулирования. Сейчас достаточно много литературы,
содержащей такую информацию.
Например, можно объяснить, что пристрастность ведущего может
проявляться в подыгрывании одной из сторон, ей он дает возможность
заявить свою позицию первой, предоставляет больше времени, «забывая» о
регламенте, останавливает обмен репликами в тот момент, когда она берет
верх. Есть и более изощренные уловки, психологические. К ним прибегает
тот, кто заставляет оппонента оправдываться (так вы считаете, что…
дальше следует совершенно бредовая интерпретация), забивает его
псевдонаучными терминами. Фраза вроде «Вам конечно же известно…» тоже
может вывести из равновесия того, кто постесняется признаться, что он
об этом не слышал. Несколько разных вопросов, объединенных в один,
реплика «что вам в этом не нравится?» не дают собеседнику развернуть
свою аргументацию. Нечестных приемов ведения дискуссии множество. Можно
заранее выбрать большее или меньшее их количество в зависимости от
возраста и подготовленности детей.
Теперь можно, просматривая запись, отмечать соответствующие фрагменты
и, нажав на «паузу», коллективно комментировать. Или каждый подросток
(группа) получает на выбор способ манипуляции из списка и поднимает
свою карточку в момент использования нечестного приема.
То есть, вместо того чтобы завороженно выполнять команды гипнотизера,
давайте обсудим его костюм, стрижку и приемы облапошивания публики.
Тем самым мы оснащаем ребят для содержательного и достойного участия в
полемике. Правда, и за своей речью придется следить более внимательно,
чтобы не стать невольно очередным учебным пособием. Если из наших
высказываний будут «торчать уши» манипулятивных приемов, ребята не
преминут отметить это. Хороший повод еще раз посмотреть на себя со
стороны.