Образование как встреча
Педагогические размышления над текстами Феликса Михайлова
А в апреле уже тоска: все более плоской и
прагматичной становится подготовка к ЕГЭ, все меньше остается
в уроках человеческого смысла. Скажут: да, а что делать, если 76%
заданий ЕГЭ репродуктивного уровня, таковы же учебники и методички.
Отвечать на этот вопрос «простыми словами» бессмысленно. А по существу
– «жизнь человеческого типа», которой мы якобы хотим, вовсе не в
беспроблемности; она – в пространстве перипетий всей человеческой
культуры, в непрерывном общении с другими и с самим собой,
в ответственном самостоятельном выборе.Так говорил и писал философ
Феликс Михайлов (1930 – 2006), хорошо известный многим учителям страны
по лекциям и выступлениям 80-х, 90-х годов. Пять лет, как его не стало.
А родился Феликс Трофимович как раз в апреле – повод почитать его книги
и статьи…
«По-человечески» – это субъективно переживая
Парадокс: науки осваиваем, а более умными почему-то не
становимся – ни мы, ни мир. Более того, процесс отчуждения молодых
людей от знаний нарастает. Знания ли даем «какие-то не такие», или с
детьми «не то»? Ошибка в том, указывает Михайлов, что мы вольно или
невольно соглашаемся уподоблять ребенка машине, воспринимающей и
перерабатывающей информацию, сами себя убеждаем: надо вкладывать, а как
же, любой ценой! И нам кажется едва ли не праздной эта мысль философа:
«Интеллект определяется содержанием человеческой культуры, а не
быстродействием алгоритмизированного просчета вариантов уже
сформулированной задачи». Нам бы «быстродействие», но без культуры.
Между тем «содержание человеческой культуры» не какие-то потемки, а
знаемый каждым, осознанный мир нашей жизни, разноголосица времен,
народов, история ближних и дальних людей; так же как «культурные
потребности»: не какие-то непонятные изыски, а «движение мое, моих
знаний во времени, включение в деятельное, предметное общение, чувства,
радость, страдание, негодование, восхищение».
Михайлов пишет: «”Я” всегда переживает свою сопричастность вечности.
История людей, их культуры всегда, в каждый данный момент воплощены в
живом общении живущих сейчас людей, в их делах, в их языке, в их поэзии
и знании».
То есть в каждом мгновении жизни одного человека реализуется
бесконечная и вечная жизнь всего человечества, и вне этого контекста,
вне такого понимания человека, культуры нет образования, а если есть,
оно не нужно.
Как благо переходит в иго
Вряд ли Феликс Трофимович предполагал, что милый его сердцу
деятельностный подход в скором времени будут насаждать, как картофель
при Екатерине. Но о том, что первое, за что учителя схватятся, будет не
голова, а «типы заданий», «формулировки вопросов по-новому» (техники),
возможно, догадывался. Потому что, как истинный философ, смотрел в суть
вещей и называл проблему по имени:
«Я понимаю и допускаю такой госстандарт: дети, переходящие во второй
класс начальной школы, должны уметь легко читать интересные им тексты,
свободно и с удовольствием писать, если им хочется себя выразить, без
усилий считать, целесообразно выполняя простейшие математические
действия, ориентироваться в странах света, вживаться во времена дня и
года, любить рисовать и петь, красиво мастерить то, что им захочется
иметь и дарить, получать радость от собственной ловкости и силы. Но вот
вопрос: а что, если повсеместно «работающий» госстандарт, имевший,
казалось бы, в виду развитие, для облегчения ведомственного контроля
простым перечислением включит в свои требования одни для всех тексты
для чтения и «примеры» для решения, стандартные навыки пения, рисования
и т.п. И превратит вымученное умение читать эти тексты, решать эти
примеры, петь эти песенки, рисовать эти домики, эти деревья... – и в
цель обучения, и в критерий его успешности? И опять произойдет
закрепление учителя в двойной и, увы, привычной ему роли: в роли, с
одной стороны, властного администратора класса, а с другой – слуги
стандарта. А ученика – в объект противоречивых функций и усилий
учителя. Правда, «объект» по мере сил – ведь он живой! –
сопротивляющийся насилию субъективно непотребной ему работы».
Истинная природа регламентаций сверху
Читаем: «Все проблемы образования никогда не были и не могут
быть ничем иным, кроме проявления проблем (внутренних противоречий)
самого общественного уклада жизни людей. Но в предметную сферу
профессиональных забот чиновников таковые не входят. Чиновники
устремлены к своей ничем не ограниченной свободе управления. Людьми,
конечно, – в делах они ничего не понимают».
Значит, нет смысла бросаться исполнять любые бюрократические
псевдоинициативы, а вот отстаивать гражданскую свободу во всех формах и
способах труда образовательной деятельности надо. Так считал Михайлов и
добавлял: «Но все привыкли к мелочному, регламентирующему в интересах
чиновников командованию всем и вся: содержанием, методами, формами,
тогда как для развития культуры народа (а тем самым и для всех форм
жизни всего общества) необходимо другое отношение: это наше дело и наше
управление им».
Основания жизни
Но сегодня уже сами чиновники требуют от учителей создания
профессиональных педагогических сообществ, а дело не идет, что-то
случилось с людьми, прочно усвоившими, что образование – это структура,
структура ведомственного подчинения. И тут в пору спросить философа,
что же такое образование как культура?
«Вся суть загадки человеческого Я как раз в том и состоит, чтобы
понять, как в жизнедеятельности человека физическое, химическое и
прочее бытие природы превращается и в прекрасное, и в благо, и в честь,
и в достоинство, и в истину, и в справедливость, реально служащие
основанием и целью человеческой жизни».
«Мышление – не описание, не воспроизведение того, что дано в
представлении... Поиск сочувствия, сомыслия и содействия с другими
людьми и с самим собой».
«Основание образовательной деятельности – это духовная культура
возраста, слитая с культурой жизни и труда взрослых, питаемая ею в их
общем жизненном обиходе».
Вам это близко? Значит, до безоговорочной капитуляции перед
ведомственным произволом дело еще не дошло.