«Почему нельзя?» и «почему можно?»
Ответ на эти вопросы нужно искать в правовых документах, а не в телефонном праве
Обычно в этой колонке мы отвечаем на вопросы читателей о
правомерности тех или иных требований, которые к ним предъявляют
руководители. И очень часто получается, что срабатывает «испорченный
телефон», то есть приказ поступает в устной форме и потом оказывается,
что его выполнять не надо; или приказ является «пересказом» какой-то
реально существующей нормы, но в искаженном виде.
Учитель очень редко обращается к юристу, потому что легче побыстрее
исполнить, чем смотреть в округлившиеся глаза директора: «Приказы не
обсуждаются!»
Только за последнюю неделю мы узнали: «Уборку территории школы обязали
проводить в пасхальное воскресенье… сказали, за двойки в журнале
учителей будут увольнять… в нерабочую субботу обязали везти детей на
митинг…». Спрашивают, как быть, куда обращаться.
Сегодня у нас есть возможность получить квалифицированный ответ на эти
и подобные вопросы в совокупности: Исаак КАЛИНА, руководитель
Департамента образования Москвы, выступил 15 апреля перед участниками
Марафона-2011 в лицее № 1535:
– Меня удивляет, когда взрослые серьезные люди задают вопросы «почему
нельзя» да «почему можно». Сфера отношений в образовании XXI века в
отличие от советского времени юридическая и никакая другая. Не
командная. Сегодня начальник не может указывать, того он хочет или
другого. Хочет – пусть издаст приказ и подпишет свое решение. Тогда
можно смотреть, соответствует его приказ нормативно-правовой базе или
нет. Если вам предложили в чем-то участвовать и вы согласились – ваша
воля, но если вас обязали письменным документом, а вам кажется, что это
незаконно, – давайте будем разбираться.
Но и в целом нам хотелось бы от вас большей лояльности к новым
механизмам управления, они в большинстве работают на укрепление
ценностей гражданского общества, а не на разрушение.
Надо менять правила игры.
…И далее, уже в пересказе: быть честнее по отношению к своим
руководителям, потому что их неэффективные действия ведут к
неэффективной работе школы, а это сказывается на каждом. Не надо
подавать ложных сигналов родителям и ребенку, ставя незаслуженные
оценки, не так уж много у нас детей, которые на самом деле не способны
учиться. Все в школе должно идти в соответствии с законодательством, в
то же время педагогам следует вносить свои предложения, чтобы законы не
противоречили реальности. Приходя в школу в первый класс, ребенок не
обязан демонстрировать никакие знания, он пришел, чтобы учиться. И «я
не знаю, что такое элитные школы, этого понятия нет в законодательстве».
Согласимся, такая позиция руководителя хоть и не решает многих частных
проблем отношений с руководством, но хотя бы вселяет надежду:
прецеденты прецедентами, а к закону апеллировать тоже небесполезно.