Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Нина БОРЕВСКАЯ: «В Китае считают, что ЕГЭ усиливает неравенство шансов»

Данные исследования образовательных траекторий сельских школьников комментирует главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Нина Боревская.

– Правительство Китая говорит о равенстве доступа к качественному образованию, особенно для сельских школьников. Но как могла возникнуть такая проблема в стране, которая называет себя социалистической?

– Многое будет непонятно, если не упомянуть об экономической ситуации в разных регионах Китая. Самые высокие темпы экономического развития – в восточных регионах, так называемых южных приморских провинциях. За ними идет среднеразвитая часть страны – центральная. Самые отсталые, самые бедные – это западные регионы. В центральных регионах Китая годовой доход семей вдвое ниже, чем на востоке, а на западе вдвое ниже, чем в центре (соответственно в четыре раза ниже, чем на востоке!). Следовательно, и экономическая нагрузка семей на обучение детей, будь то общеобразовательные или профессиональные средние учебные заведения, различается: на бедном западе она составляет 41% от годового дохода семьи, на более состоятельном востоке – всего 14%. Поэтому у семей в восточных провинциях, конечно, больше возможностей качественного обучения детей. И здесь речь идет как о сельских, так и о городских школьниках. Важно отметить, что первые два десятилетия реформ китайское правительство проводило политику концентрации на прорывных направлениях: именно восточные регионы были объявлены базами для экономического рывка страны. Но уже с конца 90-х годов политика направлена на экономическое подтягивание отстающих регионов. Поэтому развитие образования в центральных и западных регионах является важной задачей правительства.

– В Китае принимают дорогостоящие меры по развитию и повышению престижа среднего профессионального образования. Известно, что в свое время китайцы скопировали образцы профтехобразования именно из СССР. Когда и почему в КНР перестала работать эта система?

– В целом престиж среднего профессионального образования в Китае был низок везде – не только на селе. С 50-х годов отраслевые ведомства создавали, как и у нас, средние специальные учебные заведения и ПТУ для подготовки рабочих и технических специалистов низшего звена. А в 80-е годы, когда Китай начал экономические реформы, правительство столкнулось с тем, что на селе нет старшей ступени общего образования. Для распространения ее на селе стали создавать профессиональные колледжи, в которых можно было получить специальность и закончить 12 классов. В конце 90-х в Китае началась «массовизация» высшего образования. Для того чтобы готовить абитуриентов, способных сдать ЕГЭ, понадобилось и быстрое распространение общеобразовательной полной средней школы (аналог наших 10–12 классов). А профессиональные колледжи стали закрываться, не выдержав конкуренции, ибо шансы их выпускников на поступление в вузы были ничтожны. В 2001 г. было принято специальное постановление китайского правительства о развитии профобразования. С 2007 г. правительство КНР стало платить социальные стипендии учащимся учреждений среднего профобразования из малообеспеченных семей. Сегодня в плане на 2010–2020 годы уже ставится вопрос о том, чтобы в ближайшие годы по возможности перейти на бесплатное профессиональное среднее образование. И это очень важный шаг.
На днях Медведев говорил о развитии профессионального образования в России. Он заметил, что профессиональные учебные заведения должны быть ориентированы на местную экономику – а именно такую политику давно уже проводит Китай, связывая профессиональное обучение не с требованиями рынка вообще, а производства в данном регионе.

– Но как бы ни были ориентированы на местные рынки китайские техникумы, в них решаются поступить не более 18% китайских школьников. Почему?

– Ситуация та же, что и в России: в техникумы поступают дети из более бедных семей. Поступить после 9 класса в техникум – означает признать, что твое будущее предопределено: ты никогда не станешь студентом вуза, ты пойдешь работать, и у тебя будут не слишком высокие заработки. Поэтому китайские школьники неохотно выбирают специальности, связанные с сельским хозяйством: они хотели бы учиться в техникуме по той специальности, по которой можно найти работу в городе.
Что мешает им поступить в старшую среднюю школу? Вступительные экзамены! Каждая старшая школа принимает экзамены по своему собственному усмотрению, хотя и по государственным программам. Если это обычная школа, то у способного сельского школьника еще есть шансы поступить в 10 класс. Но сдать экзамены в хорошую городскую полную среднюю школу для него практически невозможно. Китайские деятели образования официально признают, что и по оснащению, и по качеству преподавателей сельские школы гораздо хуже, а следовательно, ниже и шансы их выпускников на поступление в хорошую старшую среднюю школу. Кроме того, в городах создано много элитных школ, готовящих к поступлению в университеты, и попасть туда – все равно что поступить в Москве в Высшую школу экономики. Чаще всего в такой школе старшая ступень имеет свою неполную среднюю школу, тоже элитную. У детей, которые уже в ней учатся, шансов в тысячу раз больше, ибо они начали путь с престижного детсада.
Поэтому тема равных шансов на образование для сельских школьников в Китае очень актуальна. Пока там смогли обеспечить равные шансы только на ступени неполного среднего образования. Ради этого правительство некоторое время назад даже запретило на этой ступени так называемые «ключевые школы», т.е. лучше обеспеченные и материально, и учителями. Но это не меняет сути. В китайской и российской системах образования существует одинаковая социальная дифференциация: для детей из более бедных семей фактически все предопределено с детского сада. Но в Китае – еще более жестко, чем у нас, потому что они начинали в 80-е годы реформы с несопоставимо более низкого уровня, чем мы: в КНР шли к обязательной девятилетке, параллельно решая вопрос ликвидации неграмотности.

– Но ведь выпускники китайских техникумов получают 12-летнее образование и, следовательно, могут сдать ЕГЭ? Разве для них невозможно поступить в вузы?

– В принципе, получив полное среднее образование в техникуме, они могут сдать ЕГЭ. Ведь наши выпускники российских технических лицеев тоже могут сдавать ЕГЭ. Но объем знаний, который получают китайские школьники в профессиональном колледже, вряд ли даст им возможность пройти по ЕГЭ в университеты. Они могут поступить в основном только в высшие профессионально-технические колледжи.

– Если неравенство наблюдается на этапе 9 класса, не предлагают ли в Китае идею ЕГЭ для выпускников основной школы?

– Нет, подобных предложений я не слышала. Сегодня в Китае активно обсуждаются другие идеи: например, сдавать ЕГЭ два раза в году, как в США: если выпускника не устраивает полученный результат, он может еще раз попробовать сдать экзамены. Или сдавать ЕГЭ по разным предметам в течение года, чтобы у школьника не было такой безумной нагрузки. Сегодня китайцы говорят и пишут о том, что ЕГЭ в его существующем виде значительно усиливает неравенство высшей школы. В прошлом году на Всемирном форуме в Пекине я слышала целый доклад о том, насколько ЕГЭ способствует неравенству в доступе к качественному образованию.

– Но ведь в Китае ЕГЭ был введен гораздо раньше, чем в России…

– Да, и поэтому китайцы всегда интересовались советской и российской системой поступления непосредственно в данный вуз. Они считают систему поступления при помощи стандартизированных тестов несовершенной. Сегодня 5% китайских университетов начали эксперимент, при котором студенты сдают экзамены непосредственно в этот вуз. Обсуждаются также разные формы профилирующих экзаменов: абитуриент сдает базовые экзамены, общие для всех вузов, и профилирующие, в зависимости от направления вуза.

– А возможно ли сельскому школьнику в Китае подготовиться к сдаче ЕГЭ самому, не поступая в старшую школу?

– В Китае действительно есть форма домашнего обучения, но она не слишком распространена (так же как и в России), тем более на селе. Впрочем, в отличие от России в КНР действует крупный центр по приему экзаменов экстерном. Ученик может подготовиться к ЕГЭ с домашними учителями (сдав соответственно сначала школьные экзамены). Но для сельских школьников это нереально. Ведь в Китае подготовка к поступлению в университет – целая индустрия, которая раза в два сильнее (и дороже) российской. Китайские родители тратят безумные деньги на репетиторов в надежде на то, что их дети смогут поступить в престижные университеты, входящие в программу «211» (100 лучших вузов, на поддержку которых выделяются крупные государственные средства) или, еще лучше, в программу «985», в которую включено около 40 вузов, обязанных выйти на мировой уровень. Диплом такого вуза гарантирует работу в международных фирмах и корпорациях, высокие заработки и многое другое.
Как только дети моих китайских знакомых приближаются к окончанию полной средней школы – учеба превращается в сплошной родительский кошмар. Последний, 12-й год обучения – это интенсивная подготовка к поступлению. Правительство КНР пытается бороться с этим злом. Оно призывает преодолеть ужасную традицию, ориентирующую школу на подготовку в вузы. Но пока мало что получается! Традиции в Китае сильны.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Рейтинг@Mail.ru