ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Школьная реформа: китайский вариант
Проблемы образования России и Китая зачастую схожи. Но совпадают ли пути их решения?
В системе образования России и Китая много схожего. Это еще
раз подтвердило социологическое исследование, над результатами которого
мы сегодня размышляем. Об этом опросе, проведенном в трех провинциях
КНР под эгидой ЮНЕСКО и по российским методикам, разработанным в
Институте развития образования НИУ-ВШЭ, мы писали в «ПС» № 5. Сегодня
образовательную стратегию Китая обсуждают авторы исследования.
Сходства и различия
На ХII международной конференции по проблемам развития
экономики и общества в НИУ-ВШЭ китайские ученые – доцент Центральной
академии педагогических исследований КНР Цзян Сяоянь и замдиректора
Исследовательского центра общественных финансов Нанкинского
университета финансов и экономики Хуан Бинь – рассказали о том, как
видят свое будущее школьники из китайских сел. Слушателям осталось
сравнить результаты двух исследований.
80% сельских старшеклассников из трех китайских провинций (как и 85–95%
выпускников в четырех российских регионах) уже выбрали свою цель:
покинуть село, жить, учиться и работать в городе.
Китайские исследователи обратили внимание на то, что поддержка СПО со
стороны правительства КНР (сельским школьникам при поступлении в
техникумы выделяются социальные стипендии) пока не оказывает
существенного влияния на выбор выпускников. Большинство сельских
жителей в Китае выбирают СПО, расположенные в городе и дающие
«городские» специальности: по вычислительной технике, медицине,
педагогике. Подростки объясняют это тем, что планируют найти хорошую
работу. Примечательно, что никто из них (как и их сверстники из
российских сел) не считает «хорошей работой» сельское хозяйство: на
связанные с ним специальности в Китае готовы поступить не более 1%
опрошенных.
Впрочем, несмотря на малую популярность СПО, от 32 до 50% китайских
выпускников все же идут в техникумы: им не по силам сдать экзамены на
старшую ступень средней полной школы.
В этом заключается различие между образовательными стратегиями
российских и китайских сельских школьников. В любом крупном российском
селе есть 11-летка, а в китайском уезде старших школ всего 5–7 на сотни
тысяч жителей. 10–12-е классы в Китае являются платными, но только они
готовят к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Поэтому для выпускников из
КНР вопрос о высшем образовании еще не на повестке дня: сначала им надо
накопить денег и поступить в старшую школу. Впрочем, свыше 70%
опрошенных подростков из китайских сел сообщили исследователям, что
сделали свой выбор в пользу высшего образования.
А как себя чувствует учитель сельской школы в Китае?
Зарплаты учителей на селе растут быстрее
Говорит один из авторов исследования образовательных
траекторий сельских школьников, доктор педагогических наук Цзян Сяоянь.
– Сейчас педагоги в Китае начали нормально зарабатывать. Зачастую их
зарплаты выше среднего уровня зарплат в своем регионе. Однако
по-прежнему существует большая разница в зарплате учителей в деревнях и
городах. В Китае есть базовая норма учительской зарплаты, однако
дополнительные доплаты к ней зависят от развитости экономики в регионе.
В экономически развитых городах – как в Пекине или Шанхае – учительская
зарплата выше. Поэтому правительство старается повысить зарплаты
учителей в сельской местности, сравнять их с зарплатами городских
педагогов. В целом зарплаты сельских учителей растут быстрее, чем в
городах.
Впрочем, если в некоторых регионах, например на экономически развитом
востоке Китая, педагог зарабатывает меньше односельчан, он все равно
пользуется большим авторитетом. Ведь учитель – традиционно уважаемая на
селе профессия.
«Помочь малоимущим, укрепить веру в социализм»
В ноябре 2010 г. в КНР был создан Национальный
консультационный комитет по образованию. Его членам предстояло
выработать рекомендации по реализации в стране пилотных образовательных
программ. После двух лет обсуждения на уровне правительства и
общественности в июле 2010 года ЦК КПК и Госсовет КНР приняли итоговый
документ (План реформ и развития образования на среднесрочную и
долгосрочную перспективу 2010–2020), составленный с учетом
2,1 млн предложений. План был высоко оценен ЮНЕСКО и Всемирным
банком. В нем перечисляются основные недостатки системы китайского
образования: устаревшие концепции, содержание и методы обучения,
учебные перегрузки школьников, трудности с получением качественного
образования, слабая адаптивность выпускников к обществу, нехватка
творчески мыслящих и разносторонне подготовленных профессионалов.
План отводит важное место воспитанию молодого поколения. На первое
место выдвигается укрепление веры в партию и социализм и упрочение
революционных традиций.
Одна из стратегических целей плана – создание предпосылок равного
доступа к образованию всех слоев населения и возможность получения
качественного высшего образования.
Для этого предлагается оказывать помощь учащимся школ и студентам из
малообеспеченных семей, гарантировать равные права на обучение в
городских государственных школах детям из семей сельских мигрантов,
предоставлять финансовые преференции слаборазвитым, сельским и
приграничным районам (особенно районам, населенным нацменьшинствами).
Вузы получат право зачислять талантливых выпускников не только по
результатам ЕГЭ, но и на основе собеседований или внутривузовского
тестирования.
Среди мер, призванных обеспечить высокое качество обучения в КНР, –
повышение квалификации педагогов (разработка стандартов уровня
компетенции при найме учителей), их социального статуса, оплаты труда
(законодательное обеспечение среднего уровня их зарплаты: не ниже, чем
у государственных служащих), социальных гарантий (в частности,
строительство домов и общежитий для сельских учителей).
Для финансирования новшеств планируется ввести добавочный
образовательный налог в размере 3% от общей суммы налогов на
добавленную стоимость.