Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Александр ЧУБАРЬЯН: «История не должна быть заложницей политики»
31 марта – 1 апреля 2011 г. в Москве состоялся Первый
Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. В числе
организаторов съезда – Министерство образования и науки Российской
Федерации, Российская академия наук, Ассоциация учителей истории и
обществознания. В мероприятии приняли участие более 1000
учителей, методистов, директоров школ, представителей органов
управления образованием из 69 регионов. Собравшиеся обсудили широкий
круг вопросов, в том числе – о роли учителя истории в формировании
гражданственности, перспективы развития школьного исторического
образования в связи с введением новых стандартов, изучение региональной
истории в контексте преподавания истории России. Участники съезда
признали необходимым сохранение вариативности исторического образования
в школе, модернизацию содержания и форм преподавания этого предмета,
увеличение количества часов на его изучение. О том, какие решения были
приняты по итогам работы Первого Всероссийского съезда учителей истории
и обществознания, рассказал в интервью нашей газете академик, директор
Института всемирной истории РАН, председатель Всероссийской
общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»
Александр ЧУБАРЬЯН.
– Александр
Оганович, с какой целью была создана ассоциация и созван
съезд?
– Идея создания профессионального сообщества учителей истории
и обществознания обсуждалась давно и в самых разных кругах. С этим
предложением выступали учителя, ученые, специалисты Минобрнауки.
В результате в августе мы перешли от слов к делу и учредили
Ассоциацию учителей истории и обществознания, приняли проект устава, во
все субъекты РФ были разосланы письма за подписью министра образования
и науки Андрея Фурсенко с предложением создать региональные отделения
ассоциации, что и было сделано в 69 территориях. В настоящее время
ассоциация насчитывает уже 2,5 тысячи членов.
После этого возникло решение созвать съезд. С самого начала
нам хотелось бы, чтобы съезд был не только площадкой для разговоров, но
и форумом, на котором принимаются конкретные решения по ключевым
позициям.
Дело в том, что в последнее время история вызывает огромный
интерес в обществе, ведутся дискуссии на самые разные темы, в том числе
и о проблемах преподавания этого предмета. Ведь именно в школе дети
получают первое представление об истории, в школе закладываются основы
мировоззрения. Именно история обладает большим воспитательным
потенциалом.
На съезде мы решили обсудить наиболее спорные и актуальные
вопросы, в частности касающиеся проекта новых стандартов для старших
классов. Напомню, что, по замыслу разработчиков, в число обязательных
предметов включен курс «Россия в мире», в то время как история отнесена
к предметам по выбору. Это вызвало недовольство и споры среди учителей.
Выступающие на съезде высказались за то, чтобы сохранить
историю в качестве обязательного предмета для старшей школы, и
отметили, что курс «Россия в мире» не ясен по содержанию и по форме.
– Согласятся ли с этой
позицией разработчики стандартов?
– Я предлагаю компромиссный вариант: ввести предмет под
названием «История: Россия в мире», который не повторял бы ранее
пройденный материал за 5–9 классы, а давал старшеклассникам новые
знания на более высоком уровне. Это потребует перехода от
концентрической системы к линейной, а также пересмотра самого
содержания курса. Он должен представлять собой сравнительную историю,
преподавать которую следует в проблемно-хронологическом ключе. Это
будет сравнительный анализ революций, реформ, других ключевых событий в
России и в других странах. А для профильных классов я бы предложил еще
более сложный курс, охватывающий философские, правовые,
методологические и экономические аспекты истории.
– Какие еще решения были
приняты на съезде?
– Мы договорились создать большой интернет-портал «В помощь
учителю истории», на котором планируется размещать методические
материалы по важнейшим событиям российской и мировой истории, включая
архивные документы, а также информацию о новейших достижениях в области
исторической науки.
Кроме того, на портале планируется проводить мониторинг мнений
учителей по всем вопросам преподавания истории с целью разработки новых
программ, соответствующих требованиям ФГОС.
Одним из самых значительных итогов работы съезда я считаю
решение о создании Комиссии из учителей истории и обществознания по
экспертизе учебно-методических изданий, которая могла бы представлять
свои рекомендации экспертам РАН и РАО. Надеемся, что комиссия станет
важным элементом общественно-государственного партнерства в
образовании. Это позволит избежать недопонимания между Минобрнауки и
учителями.
– Какой учебник по
истории нужен современному российскому
обществу?
– Скажу cразу: единый учебник истории невозможен и не нужен,
поскольку существует несколько точек зрения на одни и те же события.
Возникает вопрос: кому поручить писать учебник, какой точке зрения
отдать предпочтение?
Самое большое достижение в образовании – это его
вариативность, поэтому учебников должно быть несколько, но всем авторам
необходимо собраться вместе и договориться о некоторых единых подходах,
ценностных ориентациях, на которых должны быть основаны все учебники.
Например, любой учебник истории, кто бы ни был его автором,
должен воспитывать, с одной стороны, нетерпимость к ксенофобии, расовой
исключительности, экстремизму, а с другой – уважение к другому мнению,
патриотизм и гражданственность.
По истории Великой Отечественной войны важно, чтобы одинаково
оценивалась решающая роль нашей страны в победе над фашизмом.
– Согласны ли вы с тем,
что история должна быть идеологическим
предметом?
– История по определению связана с идеологией и политикой,
хотя надо делать все возможное, чтобы ее деидеологизировать и
деполитизировать, избавляться от различных спекуляций и попыток
использовать историю в политических целях. Надо с этим бороться, и в
разных странах предпринимаются такие попытки властными структурами.
История не должна быть заложницей политики.
– Много споров вызывают ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам:
специалисты считают, что тестированием по истории и литературе
невозможно проверить знания учащихся. Разделяете ли вы эту позицию и
намерены ли бороться за изменение ситуации?
– Философию ЕГЭ я принимаю, но его технологии нуждаются в
совершенствовании. Они должны быть разными для естественных, точных и
гуманитарных наук. В этом смысле большую роль играет олимпиадное
движение. кроме того, необходимо проводить собеседования с
абитуриентами, для того чтобы лучше понять их склонности и
предпочтения, уровень их знаний.
– Каковы перспективы
работы ассоциации учителей истории и
обществознания?
– Члены ассоциации намерены собираться раз в год, и каждое
заседание будет посвящено обсуждению какой-то актуальной проблемы.
Например, первое заседание планируется посвятить вопросам преподавания
истории ХХ века, в том числе тому, как избежать субъективных оценок.
– Сегодня в центре
внимания оказалось инженерно-техническое
образование, государство готово вкладывать средства в эту отрасль.
Может ли оказаться так, что гуманитарное образование отодвинется на
второй план?
– Я считаю, что у нас недооцениваются гуманитарные науки и их
роль в экономическом процветании страны. Нельзя забывать о том, что в
центре модернизации стоит человек и задача школы – сформировать не
только будущего профессионала, но и культурного, нравственного
гражданина, а это невозможно сделать без гуманитарных дисциплин.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
|