Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2011
Третья тетрадь
Детный мир

СЕКРЕТЫ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ


Каменский Сергей

Чтобы вызов к доске не превращался в вызов судьбы

В словосочетании «стрессовая ситуация» есть что-то пугающее. Хотя стресс – нормальная реакция на новую ситуацию

От тревоги к мобилизации

Понятие стресса более полувека назад ввел в медицину и психологию канадский врач Ганс Селье, разработавший теорию адаптационного синдрома. Переводя с терминологического языка на общепонятный: теорию того, как именно, с помощью каких физиологических реакций человеческий организм приспосабливается к вызовам существования.
Стресс – это мобилизация, напряжение всего организма под влиянием сильного внешнего воздействия. Воздействие может быть любым, даже самым положительным: радость, успех, долгожданная пятерка тоже оказываются стрессогенным фактором. Нельзя думать, что стресс – это плохо или вредно. Стресс – это естественная реакция организма для адаптации к новой ситуации. Важно подчеркнуть – именно новой: либо такой, которая прежде не встречалась в жизни ребенка, либо такой, которая вот сейчас, сию минуту может изменить жизнь в неизвестную сторону.
Предположим, ученик готовится к контрольной работе и его предупреждают, что она пройдет в условиях, «приближенных к боевым». Например, предъявлять знания придется при ограничении времени на подготовку, в присутствии учителей, которые в его классе не работают, – то есть в стрессовых условиях, требующих перестроиться на непривычный лад.
Первая реакция – это реакция тревоги. Она проявится у всех детей, но у каждого по-разному: один уверен в своих знаниях, другой сомневается. У всех учащается пульс, дыхание, напрягаются мышцы плечевого пояса, холодок под ложечкой, кровь то приливает к лицу, то отливает. Затем наступает стадия мобилизации: надо браться за дело. Преодолевая волнение, напряжение, ребенок вчитывается в условия задачи. Кому-то, кто лучше подготовлен, это сделать легче, у кого-то получается не сразу, но ученик действует в предложенных новых условиях.
Перед объявлением оценки организм проходит те же стадии. Тревога: справился или не справился? Вот сейчас, сию минуту это станет ясным. Опять стучит сердце, частит дыхание. Наконец учитель дает ответ. Причем и замечательный успех, на который ребенок и надеяться не смел, и горестная двойка, которая воспринимается как страшное поражение, вызывают одну и ту же реакцию. Но только в случае успеха о ней говорят: разрумянился от восторга. В случае поражения: побагровел от стыда. В случае успеха: заплакал от радости. В случае поражения: заплакал от горя. Так действует стресс.
Но если все прошло успешно, обычно вскоре наступает успокоение. Организм приспособился. К следующей пятерке ребенок уже отнесется сдержаннее, спокойнее, потому что поверит в свои силы. Таков механизм адаптационного синдрома. Ученик справился с вызовами существования.
Но если не справился? Если опять не получилось? Что тогда?

Негативный тип

Если воздействие негативное, тяжелое и длится долго, то защитные силы организма не справляются, наступает фаза истощения, иначе называемая ди­стрессом или негативным типом стресса. Происходит расстройство адаптации, которое приводит к развитию многих неприятных явлений и даже заболеваний. У детей возникают тревожно-депрессивные состояния, беспокойство, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости, сужение круга интересов или их уровня (например, ребенок серьезно занимался математикой и шахматами, но забросил их и только боевики часами смотрит). Иногда появляются истерики и агрессивное или антисоциальное поведение.
Существенными признаками «ответа» организма на угрозу жизни и здоровью является тревога и страх. В норме это стимулы, которые запускают адаптационный механизм, заставляют искать выход из сложившейся ситуации. Если, например, ученик после сообщения о зачетной неделе распределил время на повторение, следует этому плану, а еще и не забыл выделить час на то, чтобы подышать свежим воздухом, то можно сказать, что он полностью адаптирован к сложившемуся положению. Ребенок в меру тревожится, но не поддается страху и достаточно спокоен, хотя не полностью. Что правильно, поскольку в состоянии мобилизации организм способен на большее, чем в состоянии эмоционального штиля.
Если же ребенок не уверен в своих силах и знаниях, то всякая новая ситуация воспринимается им как угроза, с которой неизвестно как справляться, неизвестно за что хвататься… Тогда тревога и страх становятся постоянными, нарушая нормальную жизнедеятельность.
Существует так называемая острая реакция на стресс, которая начинается сразу вслед за травмирующим событием. Важно подчеркнуть, что понятие «травмирующего события» очень субъективно. Ответ у доски перед незнакомыми учителями – это, конечно, стрессогенный фактор, но для уверенного в себе ученика это вовсе не травмирующее событие. А для другого ребенка одно только известие, что ему предстоит такое «испытание», оказывается травмирующим событием.
Острая реакция проявляется так. Сначала ребенок выглядит как бы «оглушенным», затем развиваются вялость, апатия, бессилие или, наоборот, гипер­активность, расторможенность, возбуждение, невозможность усидеть на месте. Острая реакция на стресс сопровождается учащенным сердцебиением, потливостью, покраснением кожи. Эти проявления проходят в течение двух-трех суток, но время на разумную подготовку к «вызовам жизни» уже потеряно…

Рейтинг@Mail.ru