В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Парадоксы детского здоровья
В течение 8 лет медики обследовали несколько тысяч детей из разных регионов. Представляем некоторые результаты проделанной работы
Разговоры вокруг плохого здоровья современных детей –
достаточно распространенная и, по мнению медиков, очень выгодная тема:
это, мол, объясняет многие трудности в обучении детей.
Но что можно узнать, если обратиться только к тем проблемам здоровья,
которые мешают образованию?
Именно такую задачу поставили перед собой исследователи-медики. На днях
Серафима Чечельницкая, заведующая кафедрой междисциплинарных основ
здоровьесбережения ГОУ ДПО «Государственный институт новых форм
обучения», доктор медицинских наук, выступила на семинаре в НИУ ВШЭ с
докладом «Здоровье детей как критический фактор политики в области
детства».
Скорее здоровые, чем больные
Дети разные, это банальность, но вот дети на Камчатке имеют
значительно более высокий уровень тревожности – климат, условия жизни
формируют особенности психики; дети Вологодской области спокойнее, их
ценности – в семейном кругу. Поэтому сегодня, изучая здоровье детей, мы
говорим не о норме развития ребенка, а о «коридоре нормы».
Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная в 2002-м,
показала: больных детей у нас 14%, а не «половина или больше», как
считалось и как всюду заявлялось. А вот детей с функциональными
нарушениями, когда отдельные функции запаздывают в развитии или
отсутствуют, таких много, примерно половина, и это вторая группа
здоровья. И тут является первый парадокс: для врача это еще не болезнь,
а для педагога – уже препятствие. Если с нарушением не работать, оно
может превратиться в болезнь. На этой стадии ребенку очень нужно
внимание педагогов. Однако школа пока не в должной мере озабочена
проблемами детей второй группы здоровья.
Или такой парадокс статистики детского здоровья: «С одной стороны,
каждый специалист говорит, что патология нарастает, мол, все больше
гастроэнтеритов, нарушений опорно-двигательного аппарата и так далее, а
с другой – если взять все диагнозы одной городской поликлиники,
окажется, что поставлена масса временных диагнозов по сиюминутным
жалобам подростков, без повторных обращений», – рассказывает
исследователь. То есть встревоженная жалобами ребенка мама приводит его
к врачу, тот ставит диагноз, а дальше начинается «приучение к болезни»:
о ней читают, принимают определенные действия… а вегетативная система,
как хамелеон, подстраивается, и болезнь-таки приходит.
«Так происходит, потому что нет просветительской работы: и родители, и
дети должны знать, как работает организм ребенка и в 7, и в 12, и в 17
лет. Потому что когда мы видим безразличие девочки к учебе и говорим «у
нее ветер в голове», это, возможно, железодефицитная анемия, а
латентный дефицит железа сказывается на познавательных функциях. И
вообще – возрастные вегетососудистые расстройства куда больше влияют на
качество жизни и познавательной деятельности, чем хронические болезни.
Сегодня, надо сказать, здравоохранение наконец-то разворачивается в
сторону психологии, соматические болезни выделяются все чаще».
Действительно ли школа губит здоровье?
В школе привычно видят главный источник детских стрессов, а по
фактам – 7% детей имеют легкие психические расстройства,
причем на диаграмме они располагаются по возрастам: первый пик в 12
лет, пубертат надпочечниковый, потом пубертат 14 лет. В этом возрасте
детей нервирует абсолютно все, от прыщика на носу до пятнышка на
джинсах. Школа просто накладывается на трудности растущего организма;
просто она обучает и тогда, когда учить ребенка по его психофизическому
состоянию не надо бы, а надо отдохнуть
Особая статья – тревога за осанку. Первый пик сутулости – 9
лет. Почему? Во-первых, есть прямая связь между длиной тела и
нарушением осанки. Ребенок подрастает и поначалу «сгибается», потом
выпрямляется перед новым рывком роста. Но во-вторых, осанка – это и
след воспитания. «Есть корреляция между самооценкой и нарушением осанки
человека, – говорила Серафима Чечельницкая, – 70%
первоклассников приходят в школу с завышенной самооценкой и прямой
гордой осанкой. А потом – период ухода из роли принца, самооценка
снижается, и повышается процент детей с нарушением осанки – они
начинают сгибаться вперед».
Как ни удивительно, на осанку ребенка очень сильно влияют родители:
ребенок сгибается в отсутствие позитивного интереса к себе, под
тяжестью непреклонных или непоследовательных требований, враждебного
отношения. Причем покладистые дети «гнутся» легче, чем агрессивные. В
общем, наша осанка, оказывается, – всецело продукт воспитания.
Шел разговор и о школьных перегрузках. Уже не раз сказано, что
усталость очень быстро наступает в отсутствие внутренней мотивации, то
есть когда «надо, а так не хочется». И даже не только усталость
наступает. Как показывает проведенное исследование, в школах,
считающихся сильными, причем сильными по параметру «там требуют как
следует», у большинства детей замечено увеличение щитовидной железы –
пока без дисфункции, но массово. Это реакция на постоянный стресс, на
авторитарный стиль преподавания. В то время как из школ, в которых
партнерский стиль отношений, дети готовы допоздна не выходить без каких
бы то ни было последствий для здоровья. Конечно, состояние
переутомления со счетов сбрасывать нельзя – но ведь хорошо известны
признаки переутомления, их надо замечать и на них реагировать.
О том, чего школа пока не знает
Серафима Чечельницкая: «Выяснилось, что у нас дети растут, а
не развиваются. Если обследовать развитие, то окажется: сила спины и
ног у детей еще есть, они у нас сидят и ходят. А вот брюшной пресс и
плечевой пояс – эти группы мышц не развиваются. То есть за период с 1
по 9 класс у обследованных детей результаты не приросли. Также не
происходит и развития двигательных качеств: быстрота, гибкость,
ловкость».
Вопросов два: кто виноват и что делать. Для школы, например, на днях
утвердили федеральные требования в части охраны здоровья обучающихся,
где среди прочего – «прослеживать динамику показателей здоровья каждого
учащегося, регулярно проводить социологические опросы, чтобы понять,
что тревожит ребят». Серафима Чечельницкая, кстати, уже имеет опыт
«прослеживания динамики» в практике работы со школами, для нее это вещь
обыкновенная: «Индивидуальные наблюдения входят в функциональные
обязанности и классного руководителя (паспорт ученика), и психолога
(скрининг), и школьной медсестры, и учителя физкультуры (двигательные
тесты), и социального педагога. Каждый имеет данные по своим
параметрам, осталось только сойтись вместе и проговорить все
относительно траектории развития каждого ребенка. Такой мониторинг не
требует финансовых вложений, и сегодня так работают многие школы
страны».
И в самом деле – просто. Осталось только чуть-чуть подправить
представления педагогов о целях работы в школе: не только физрук (а
физрук в первую очередь), но и каждый учитель стремится научить ребенка
осмысленно заниматься своим здоровьем. Не разговорами о нем – это, как
считает Серафима Чечельницкая, пустой звук, а здоровой атмосферой,
грамотным просвещением и реальной поддержкой конкретных детей в решении
их проблем.
…И все-таки главное, чему надо учить детей, – ответственность за свое
здоровье несет сам человек. Перенос ответственности на кого-то или
приватизация здоровья человека кем-то – вещь нежелательная. Это еще
больше сужает зону личной ответственности человека, а ее, по гуманным
соображениям, следовало бы не уменьшать, а увеличивать. Личного
пространства жизни меньше становиться не должно.
На семинаре побывала Людмила КОЖУРИНА