Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Печатникова Людмила

Открытие учебника

Создать свою собственную учебную книгу – лучший способ подвести итоги учебы. И перебросить мостик к урокам будущего года

Четвертая четверть наполнена ожиданием лета. Осталось только тщательно повторить выученное. Убедиться, что год прошел не впустую. В то же время повторение – это мостик в будущее. Представление о следующем классе: «Мы начнем с того, на чем остановились сегодня. Это обсудим подробнее, когда станете старше». Даже любопытно становится, что же будет после лета…
Повторение, если смотреть на него как на ступеньку в завтра, должно быть материализовано – в нечто ощутимое, весомое, книгу, которую в сентябре можно будет взять в руки, положить на парту.
И вспомнить не только правила, даты, но и весну, вдумчивую работу, самого себя, каким был лето тому назад. Повторение не хочется превращать в испытание. Повторение может быть авторским. 

Учебник для родителей

Младшеклассники учатся во многом ради родителей. Им необходимо одобрение, восхищение близких как свидетельство личных успехов. Им хочется поделиться с мамой и папой новой информацией. Им важно в этом диалоге ощутить себя умнее, взрослее.
Оценки не всегда помогают детям вести конструктивный диалог с родителями. Во-первых, цифры в дневнике слишком формальны. Во-вторых, оценки бывают разные. И при виде троечки мама скорее всего не улыбнется, не спросит, что интересного узнал малыш… Значит, кроме дневника, ребенок должен принести в конце года что-то еще из школы. К примеру, «учебник на лето» для родителей. Именно с таким уходят на каникулы ученики Елены Тубельской.
В течение последних недель (а то и месяцев) ребята тщательно составляют этот сборник заданий и упражнений: по всем предметам, по всему курсу.
Прежде всего дети собирают лучшие собственные работы. Задачки, которые с таким трудом решались в ноябре, а теперь кажутся легкими и понятными настолько, что при переписывании в учебник приходится усложнять условия. Все же родители – люди образованные. Старые диктанты с пропущенными буквами, которые когда-то не удавалось написать правильно (или без пропусков – но в закрытом конверте, чтобы мама заранее не подсмотрела трудные слова). Вопросы по природоведению, кроссворды по прочитанным книгам, иностранные слова или песенки, которые нужно перевести (ответы, как положено, в конце учебника или снова в конверте, приклеенном на следующей странице). Вклеиваются лучшие рисунки, тексты ребенка, а рядом аналогичное задание для родственников: «нарисуй свое утреннее настроение», «опиши звуки лета». И чистая страница.
В учебнике не только архивные материалы, но и специально придуманные задания. Часто – именные: для мамы, папы, старшего брата. С учетом их интересов и возможностей. Сложить головоломку или оригами, решить длинный пример – это семейным прагматикам. Сочинить сказку, выучить наизусть стихотворение, нарисовать пейзаж – романтичным натурам. Бабушки и дедушки тоже не забыты. Им достанутся вопросы по истории, задания по вязанию, шитью.
Все собранные материалы вклеиваются в крепкий альбом, чтобы учебник не развалился за лето. Обложка оформляется по вкусу автора. Но с обязательным указанием имени создателя, названия – все солидно. Последние странички – для заметок, чтобы было где родителям и детям написать добрые слова друг другу – за труды и внимание.
На одном из последних родительских собраний в году учитель даст мамам и папам инструкции по работе с детским учебником: поддерживать детей в их стремлении объяснить, показать, научить, но не подыгрывать им. Не притворяться, будто не можешь решить легкую задачку или написать простейшее слово. Проверка правильности выполнения задания – достаточный труд для ребенка. Не обязательно вынуждать его снова объяснять, писать.
Родители позволят малышам оценивать работу взрослых, но попросят прокомментировать оценки, даже самые суровые. Выполнять задания нужно по мере возможностей, в удовольствие, когда есть время, но все же постараться сделать хоть часть упражнений, чтобы в сентябре ребенок не чувствовал себя «сиротой», глядя на чужие исписанные и изрисованные до последней страницы учебники.
Такой учебник позволит ученику повторить предметный материал за год, а родители смогут лучше понять интересы своих детей, увидят, в чем они сильны, а что пока не очень хорошо получается. Летом можно многое исправить.
Педагог, перелистывая учебники детей, проанализирует, насколько разно­образны формы его работы, какие из них больше запомнились ребятам. Кстати, детские оценки тоже интересный материал для размышления. Их суровость, снисходительность, аргументированность или субъективность – разве это не зеркало учительских принципов оценивания?

Учебник для себя и друзей

Ученики средней школы – люди практичные и щедрые. Они готовы постараться ради собственного успеха и будут рады при этом помочь одноклассникам или ребятам помладше.
Их знания уже настолько обширны, что не поместятся в одну книжку, даже довольно толстую. Зато им по силам создать учебник по одному или нескольким любимым предметам. Раз предмет любимый, значит, и задания получатся увлекательными, разнообразными. По этим замечательным книгам ребята смогут вспомнить материал нынешнего года в сентябре, по ним будут заниматься те, кто пока еще учится в более младших классах.
С такой грандиозной задачей вряд ли справится один человек. Потребуется авторский коллектив. Группа ребят (с помощью учителя, конечно) выделит ключевые темы года, распределит их между авторами.
Внутри каждой темы разноуровневые задания. Прекрасный повод обсудить, чем определяется сложность. Почему для ответа на один вопрос достаточно хорошей памяти, а для решения другой задачи придется научиться проводить аналогии, менять формулировки.
Уровень задания определяется не только сложностью, нестандартностью условий, но и подробностью прилагаемого справочного материала. К примеру, один и тот же текст с пропущенными буквами оценивается минимальным баллом, если к нему приложены подробные формулировки всех правил, необходимых для заполнения пропусков, еще и с примерами. Тот же текст, выполняемый без обращения к справочным материалам, «стоит» дороже.
Конечно, в этом случае справочная информация должна содержаться в отдельной брошюре, в сборнике плакатов, которые также придется создать авторам учебника. Представляете, как здорово они повторят сами все, что нарисуют, начертят в виде схем, комиксов, сводных таблиц. Как освоят пройденный материал, придумывая задания повышенной сложности, проверяя их решаемость (правильные ответы тоже стоит приложить отдельной брошюркой к учебнику).
Особый разговор – о тестах. В конце учебника они совершенно уместны. Все равно ребятам нужно привыкать к этой форме проверки знаний. И нет лучшего способа освоить хитрости тестирования, чем составить несколько собственных тестовых заданий, понять, как придумываются вопросы и варианты ответов.
Учебник может быть выполнен как в электронном, так и в бумажном варианте. Задания на обычных листах вкладываются в отдельные файлики, чтобы их можно было доставать оттуда и ксерить по мере необходимости (на группу, на целый класс), копии потом остаются у детей или выбрасываются. Справочники и ответы лучше сделать на плотной бумаге, ими будут пользоваться многократно. При этом они должны легко выниматься из книги (хороший вариант – соединение на кольцах): кто-то взял себе формулы для решения задачки из первой главы. А кто-то проверяет тесты из пятой.
В сентябре такой учебник сэкономит учителю время: не придется готовить карточки самому – вот они, уже готовые. Ученикам легче и приятнее будет работать с заданиями, придуманными ровесниками. Причем робкие дети возьмут свои собственные вопросы (и вспомнить легче, и логика понятнее), «асы» в предмете постараются справиться с незнакомыми задачками повышенной сложности. Конечно, уровень отваги отразится на оценке.
Учебник, послужив материалом для повторения дважды (весной и осенью), пригодится и зимой. По нему авторы отдельных глав при желании проведут уроки или дополнительные занятия в младших классах. Или педагог сам предложит ученикам задания, придуманные в прошлом году старшеклассниками. Это явно вызовет интерес у детей. А уж если под каждым тестом будут стоять конкретные фамилии авторов, общение ребят из разных классов станет более интенсивным и содержательным.

Может пригодиться

Экспертная оценка

Ребятам, потратившим много времени на создание своих учебников или отдельных глав, конечно, хочется получить оценку работы. Не цифру в журнале, а подробные комментарии, комплименты и критические замечания. Можно предложить родителям или одноклассникам написать рецензии, дав им заранее составленные вопросы по поводу оформления страницы, понятности почерка (если текст рукописный), оригинальности формулировки, увлекательности условий задачи или темы текста. Вопросы легко распечатать и вклеить в конце книжки или на обороте нужных страниц. Отдельно оценивается информативность справочных материалов, соответствие сложности задания заявленному уровню.
Подобные рецензии возможны не только в конце работы, но и на промежуточных этапах. Отдельные главы, страницы проверяются силами экспертов-добровольцев на решаемость и эффективность. В этом случае рецензия поможет авторам довести работу до совершенства.

Мини-энциклопедия

В учебнике попадаются сложные термины, упоминания об исторических событиях, выдающихся личностях и дальних странах, попадаются отрывки из произведений писателей и поэтов. Понятиям, касающимся предмета, обязательно следует дать определения на специальном листочке.
При желании можно расширить границы и пояснить читателям, где находятся Фермопилы, кто такой Фалес или Сервантес, даже если все эти слова попались в задачке по физике. За энциклопедическую образованность ученик может получить дополнительные очки, если, не заглядывая в словарик, сам догадается, герой какой книги сражался с ветряными мельницами (не ошибившись при этом в подсчете скорости движения славного рыцаря) и кто победил в битве греков с персами (правильно расставив знаки препинания в описании великого сражения).

Красота – страшная сила

Вездесущие цветочки и сердечки, наверное, неуместны в учебнике, хотя девочки не удержатся от сентиментальных украшений, без которых им учебник не мил. Оставим это на усмотрение авторов. Но есть декоративные элементы, помогающие понять суть задания. К примеру, цветным маркером нужно выделить ключевые слова, вопросы. Особое внимание – частице «не» в формулировках. Ее обязательно пишем крупно и подчеркиваем, чтобы ученики заметили и поняли, о чем их спрашивают: при каких условиях реакция произойдет или НЕ произойдет.
Схемы, чертежи лучше делать цветными, чтобы легче было увидеть скрытую в них информацию. Абзацы, пропуски строчек тоже не пустое украшательство. Они обозначают переход от одной мысли к другой, от темы к теме. С ребятами это важно обсудить, чтобы они оформляли страницы, руководствуясь не только своими эстетическими предпочтениями, но и соображениями полезности, содержательности.

Рейтинг@Mail.ru