ВНЕ КАНОНА
Учительский конкурс как фактор профессиональной деформации
Оценка педагогического труда в конкурсном формате принципиально некорректна, считают противники учительских состязаний
Учитель, хоть сколько-нибудь успешный в своей работе, рано или
поздно сталкивается с настойчивым предложением администрации
участвовать в том или ином профессиональном конкурсе. Кто-то довольно
охотно соглашается, но многие воспринимают это как дополнительную и
отвлекающую от работы нагрузку. Отказываться? Есть серьезный риск
испортить отношения с директором. Да и на каком основании? Ведь
конкурсы стали неотъемлемой частью школьной реальности, считается, что
это необходимое и полезное для педагогов дело. Но может быть, имеет
смысл выслушать и тех, кто высказывается против подобной формы
профессиональной самопрезентации?
Учительские конкурсы: кому и зачем это нужно?
Пожалуй, ни одна сторона школьной практики не вызывает столько
ажиотажа и административных восторгов, как разного рода
профессиональные конкурсы. Их расплодилось множество, с финальным
вручением подчас весьма дорогостоящих призов. Не успевает молодой
учитель толком осмотреться в школе, как оказывается участником
«Педагогического дебюта» или еще какого-либо шоу в этом роде. Между
прочим, исходя из этой логики, завершаться педагогическая карьера
должна, я полагаю, участием в конкурсе «Педагогический финиш», после
чего победителя с особой торжественностью провожают на пенсию.
Представляете, как красиво можно было бы это «подать»? По счастью, до
сих пор никто не додумался, а потому учителя моего возраста, коих, увы,
в школе более чем солидный процент, могут работать, хотя бы в этом
отношении, спокойно…
В номинации «экстерьер» победил…
Прежде всего неплохо бы определиться, о чем идет речь.
Заглянув в словари С.И.Ожегова и В.И.Даля, легко понять, что конкурс
предполагает в первую очередь сравнительную оценку с целью выделения
лучшего. Вот здесь-то и кроется первая проблема: принципиальная
невозможность оценки и сравнения результатов педагогического труда в
конкурсном формате. Для какого бы то ни было сравнения необходимы
критерии, причем критерии объективные и равно применимые ко всем
участникам. Однако по самому характеру профессиональной деятельности
объективных критериев работы учителя просто нет. Можно сравнить и
оценить работу, скажем, доярок – кто больше надоит от равного
количества коров (да и то с оговорками). Несложно получить объективный
критерий для конкурса школьных аттестатов – средний балл. А вот найти
объективный показатель для оценки и сравнения субъективного по сути
своей учительского труда пока никому не удалось. Даже для
профессиональной аттестации педагогов не получилось, что уж говорить о
конкурсах!
В сущности, профессиональные конкурсы учителей мало чем отличаются от
собачьих или кошачьих выставок-конкурсов, где компетентное жюри
оценивает экстерьер участников и кто из них лучше, по мнению того же
жюри, выполнил комплекс зачетных упражнений. Обидное, конечно,
сравнение, однако принципиальных отличий я не вижу. Разве что комплекс
упражнений для учителей-конкурсантов посложнее, чем для лабрадоров, а
критерии оценки экстерьера еще более размыты. Можно, например,
проиграть чисто выбритому конкуренту из-за собственной бороды,
поскольку большинство членов жюри бород не одобряют…
Впрочем, на собачьих выставках степень сравнимости участников, пожалуй,
выше. По крайней мере в тех случаях, когда все они принадлежат к одной
породе. С учителями и этого нет. То есть, «порода», безусловно, одна. А
вот все остальное – разное. В конкурсе могут параллельно участвовать
математики и историки, географы и филологи, учителя физкультуры,
начальной школы и информатики.
Разумеется, кое-какие общие моменты в их работе есть. Например – все
они работают с детьми. Но этим, думаю, общность и исчерпывается. Даже в
пределах одного города, особенно такого, как Москва, материальная и
социальная базы школ несравнимы.
Смешно говорить о равенстве или хотя бы сравнимости условий для работы
учителей в битком набитом IT-средствами престижном Центре образования и
школе в спальном районе. Разумеется, количеством компьютеров на
ученическую душу это различие не исчерпывается. Куда существеннее
именно разная социальная база. О различиях между городскими и сельскими
школами, между однотипными школами в разных регионах огромной страны и
говорить не приходится. Тем не менее в конкурсах от регионального
уровня и выше учителя всех этих школ участвуют, так сказать, на равных.
А насколько серьезно можно говорить о сравнении урока математики в
восьмом классе с уроком физкультуры в третьем?
Выбор лучшего предполагает,что остальные сортом пониже
И все же значительно важнее в этом вопросе не
организационно-технический, а психолого-педагогический аспект. По самой
их сути учительские конкурсы любого уровня лично я считаю педагогически
вредными. Попробуйте, к примеру, представить себе Всероссийский конкурс
«Самая лучшая мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)». А теперь
вообразите своего ребенка в роли соответственно сына (дочки)
победителя. Полагаете, ребенок до вашей победы в конкурсе не знал, что
его мама самая лучшая? Знал, конечно, как и дети остальных участников
конкурса знают, что самая лучшая мама – его.
Учитель не родитель, конечно, однако аналогия, по-моему, здесь вполне
уместна. У каждого ребенка – свой Учитель. Вполне допускаю даже, что
это может быть «Учитель года», поскольку на следующий год в этой роли
может оказаться другой человек.
Всем случалось видеть, как первоклассники виснут на своей учительнице.
Это потому, что она для детей – Учитель года. Текущего и последующих.
Только не стоит их спрашивать, почему именно она –
вразумительного ответа не будет, только посмотрят на вас с недоумением,
мол, это же каждому понятно. А на ее коллеге, работающей в соседнем
классе, почему-то не виснут. Хотя в классе идеальнейший порядок и
успеваемость вполне приличная, ребятишки не шалят, на переменках ведут
себя «как полагается». В смысле – полагается с точки зрения школьной
администрации. Исходя из особенностей возрастной психологии, им как раз
полагается вести себя несколько иначе…
Урок лицемерия
Непременный элемент учительских конкурсов – спектакль под
названием «конкурсный урок». Подготовка к нему занимает массу времени,
которое, разумеется, вычитается из нормального учебного процесса.
Попутно дети получают урок очковтирательства, поскольку отлично знают,
что к рядовому повседневному уроку это действие имеет примерно такое же
отношение, как выступление биатлониста в финале к изображению этого
выступления актером в кино.
Особенно если для выполнения роли массовки в представлении создается
«временный класс», собранный со всей параллели по критериям
управляемости, успеваемости и аккуратности внешнего вида.
Отрепетированный с точностью до секунды «урок» биологии с заранее
расписанными ролями и мизансценами представляется на суд жюри,
состоящего из учителей математики, истории и русского языка, а также
пары-тройки чиновников-управленцев соответствующего уровня, в
зависимости от конкретного этапа конкурса.
По завершении же всего этого и детям, и учителю необходимо время для
восстановления нормального рабочего ритма, тоже немалое. Ну и ради
чего? Директор в каком-нибудь очередном отчете скромно упомянет, что у
него работает «победитель конкурса…»; родители (из тех, кто понаивнее)
начнут плести интриги на предмет перевода детей из класса, где работает
просто учитель, в класс к учителю-лавроносцу. Дети, прекрасно
осведомленные о механизме и сути происходящего, усвоят краткий курс
показухи.
А что же сам учитель-конкурсант? Для него существует несколько
вариантов будущего. Вариант первый: он благополучно прошел все этапы и
выиграл конкурс. Счастливый победитель или даже просто финалист, широко
улыбаясь, принимает почести, поздравления и подарки, приходит домой,
расставляет по вазам букеты и торжественно, к восторгу семьи, водружает
на стол призовой компьютер. Праздник заканчивается, начинаются будни.
Учителю предстоит восстанавливать нормальный повседневный рабочий
процесс, догонять планирование, от которого он отстал на несколько
недель, возвращать себя и детей к обычному рабочему ритму. При этом у
него появляются проблемы, которых раньше, до блистательной победы в
конкурсе, не было. Через некоторое время значительная часть его уроков
превращается в открытые – к нему начинают приходить гости на предмет
перенимания передового опыта. Иногда – довольно значительными группами.
Другие уроки объявляются открытыми по распоряжению администрации школы.
Из окружного (или городского) органа управления образованием или
методического центра поступает настоятельная просьба о проведении
мастер-класса. В самый неподходящий момент учителя срочно вызывают к
директору. Там он узнает, что завтра (а то и через два часа) приедет
телевидение и его уроки будут снимать, с последующим или предшествующим
интервью. Кроме того, свою призовую методику учителю надлежит оформить
в виде статьи для сайта, газеты, сборника или иного профессионального
издания, а иногда и для всех этих вариантов публикации.
Букеты давно увяли и выброшены, призовой компьютер покрывается пылью,
жена (муж) и дети все настойчивее намекают, что семье тоже требуется
хоть какое-то внимание. Наконец, в завершение триумфа, учитель
обнаруживает себя сидящим в составе жюри очередного конкурса. Там ему,
учителю физики, надлежит сравнить и оценить работу учителей математики,
английского языка, географии и истории…
Вариант второй – неудача. На самом деле скорее наоборот. Конкурсанту,
не занявшему призового места, приходится, конечно, полегче, чем
победителю. Однако и для него возвращение к привычному рабочему ритму
будет достаточно долгим и нелегким. Да еще добавится ощущение
потраченного впустую времени, стресс от неудачи и отчетливое ощущение
того, что его (ее) втянули в игру по шулерским правилам.
Так какой же во всем этом смысл? Не знаю. Аргументы сторонников
профессиональных педагогических конкурсов в конечном счете сводятся к
тому, что, во-первых, людям нужны праздники, а во-вторых,
соревновательная атмосфера способствует творчеству. Ни то ни другое,
по-моему, к учительским конкурсам отношения не имеет.
Ощущение праздника довольно сомнительное, а творчеству в нашем деле
гораздо больше способствует возможность спокойно работать и располагать
достаточным временем для семьи, отдыха и самообразования.