ЕГЭ нуждается в корректировке
Так считают преподаватели вузов. И вот что они предлагают
Ш ум вокруг ЕГЭ к нынешнему году стих, и
то пора: единому – 10 лет. Люди свыклись, учителя поднаторели, дети под
него чуть ли не с первого класса затачиваются. Есть и главный плюс –
выпускники «со стороны» поступают в престижные вузы, и многие хорошо
учатся. Но вот в связи с обсуждением нового стандарта старшей школы
поползли разговоры об изменении ЕГЭ и даже о его отмене. Мол, слишком
ЕГЭ «знаниевый», подготовка к нему сводится к натаскиванию, а детей
надо все-таки учить,
причем по их индивидуальным планам. И тут всплывает масса сюжетов,
которые ЕГЭ породил в народной жизни и которые неплохо бы
осмыслить.
Память, скорость, чувство числа…
Информационный повод к материалу – две недавние
встречи профессора Московского энергетического института Валерия
Касьянова с учителями: на нашем Педагогическом марафоне учебных
предметов и чуть ранее – его видеоконференция на портале «Завуч.инфо».
Позиция ученого: «ЕГЭ не соответствует интересам вузов, как обычных,
которых большинство, так и «олимпиадных», готовящих фундаментальных
специалистов. Главный недостаток в структуре: смешиваются тестирование
и традиционный экзамен, это размывает результат. Психологически это
разная деятельность, разные настройки организма, и потом: если нам
нужна твердая школьная пятерка, то зачем олимпиадные задачи; если нам
нужны решатели изысканных задач, то зачем баллы за тесты».
Его предложение – разделить экзамен организационно: сначала экзамен за
школу, на аттестат, это блиц-тестирование по 40 вопросам, минут на 50.
Оно проверяет базовые знания, а не творческие способности. Главный
плюс: проблема списывания устраняется кратковременностью, никто не
может ничего передать. Проверку тут же осуществляют учителя по
трафарету. (Именно так выглядит американский тест организационно, к
тому же там дети могут сдавать его и 2, и 3 раза – смотря сколько
баллов им нужно). Ну а после небольшого перерыва, в тот же день,
заявившие себя на вузовский экзамен пишут отдельную работу – 4 задания
на полтора часа. Это уже наша экзаменационная традиция, отрекаться от
которой глупо.
Эти мысли ученого всем по душе. К тому же и в самом деле в слабых
классах только и успевают натаскать на А и В – «за С и не беритесь!».
Также за С не берутся дети, для которых этот экзамен не вузовский. Но
все это «по тихой», считаться с этим никто не хочет. А ведь свою идею
Валерий Касьянов проповедует давно, излагал даже министру образования,
когда случайно оказался с ним в одном самолете. «Да, логично», – сказал
Андрей Фурсенко. И ничего.
Как один ЕГЭ всех учителей накормил
Это всем теперь ясно: подготовиться в университет без
репетитора невозможно, учителя говорили: «Базовый уровень школы – это
для ларька, посмотрите тесты по обществознанию, они унизительно
тривиальны, их надо запретить». Учитель информатики: «Без
дополнительной подготовки никак не обойтись, на уроках натаскиваем, а
индивидуально – учим». Учитель физики – он все про свои 2 часа в
неделю, мол, никак не извернуться. Учитель английского: в программе
много устной речи, на экзамене – сложнейшая грамматика и изысканная
лексика. Словно так специально устроено: требования и возможность их
исполнения в рамках программы – расходятся. Госрасходы уменьшатся, если
вынудить семью финансировать образование ребенка? А на практике так:
ряд учителей хотят работать только в старших классах и даже требуют
закрепить свое желание каким-либо законом (были такие высказывания: «Я
отменный репетитор»). Где-то появились «тренеры на ЕГЭ», люди вообще
без профильного образования, но у них получается, рынок их несет.
Правда, сельские учителя ущемлены: «У нас нет возможности заработать на
репетиторстве, хотя, готовя вечерами детей к ЕГЭ, невольно думаешь о
денежном вознаграждении».
В самом деле, когда в районной поликлинике не оказывают помощь, люди
ищут и находят врачей на стороне. К тому же репетиторство держит на
плаву многих хороших учителей, иначе бы они давно ушли из школы.
Значит, не о запрете на репетиторство следует говорить, не сеять семена
осуждения, а выводить его на свет – оно и есть то индивидуальное
сопровождение, о котором столько говорят и не знают, как обеспечить.
Или не хотят? Ведь «тень» выгодна, с нее и дивиденды получать можно, и
на свое место указывать.
Все вопросы решаемые
Валерий Касьянов говорит: «Не надо скрывать очевидные вещи:
вузу нужны баскетболисты или мастера по шахматам – да, очень нужны,
давайте вывесим в вестибюле объявление: ждем, для вас льготы. На самом
деле так и происходит, но все закрыто. Или поступает сын преподавателя,
понятно, что ему помогут, но все равно нужны специальные усилия, порой
унижение. А в Америке внеконкурсное зачисление детей сотрудников – это
профсоюзная льгота. Все открыто и всем заранее известно».
По его мнению, деление ЕГЭ на базовый уровень и университетский снимет
нехороший привкус с репетиторской деятельности. Базовому уровню научат
на уроках, а университетский потребует дополнительных занятий, которые
войдут в сетку часов в школе. Частные же репетиторы всегда есть и
будут, они для индивидуальной коррекции ученика, это не массовый запрос.
«Перенимая чужую систему, – говорил ученый, – надо иметь в виду свои
традиции, изучать свои особенности, в конце концов – быть внимательнее
и к перенимаемому источнику». И рассказал вот такую историю про тесты
по-американски.
Мальчик получил хороший балл, но разные вузы по-разному реагируют. В
одном из лучших ему говорят: молодец, ты вот еще напиши нам эссе о том,
чего ты хочешь. И тут половину претендентов отсеяли, но его взяли,
сказали: замечательно, теперь приди просто поговорить с нами. И опять с
половиной попрощались. А у мальчика все хорошо, только ему теперь надо
принести справку об общественной работе, в каком госпитале он работал,
какому инвалиду помогал…
А мы: баллы, баллы!